Рецензия на книгу
Мир чудес
Робертсон Дэвис
Аноним11 июня 2020 г.Бывалый – «весёлый и игривый скорпион» (рецензия, максимально похожая на саму книгу)
«Мир чудес» заново открыл мне три чудесные истины:
- Любая чухня, произнесённая с должным апломбом, становится правдой.
- Две противоречащие друг другу чухни, сдобренные пафосом, тут же теряют противоречивость.
- Ницше жил, Ницше жив, Ницше будет жить.
А если серьёзно, роман меня очень разочаровал. По сути, это даже не роман. В Средневековье такие произведения назывались моралитэ. Сюжета там кот наплакал, персонажи были поделены на лохов и высокодуховных, последние читали морали первым. Собственно вот и всё, чем читателя потчевали.
Ладно уж средневековые люди. Чем они у себя развлекались, их личное дело. Но когда современный автор начинает учить жить, это всегда тревожный признак. Особенно если у этого автора опыт ограничивается только литературной сферой.Вот уж не знаю, какой из эгоистов романа покусал Р. Дэвиса (подозреваю, что Рамзи), но решил он, видать, окончательно, что хватит уже для нас стараться – пора и для себя пописать. Не хочу, дескать, быть чёрною крестьянкой – хочу быть столбовой дворянкой. Поэтому в топку полетел сюжет с интригой, конфликт с противостоянием различных жизненных позиций и так кое-чего по мелочи.
Единственным солнцем данного романа является Магнус Айзенгим (в девичестве Пол Демпстер) – непревзойдённый актёр, фокусник, часовых дел мастер, чемпион тонкого троллинга, Марти Сью всея Европы, обладатель самого большого эго в истории человечества, а также загадочной канадской души – и просто белокурая бестия. Он сдал тесты на страшную болезнь под названием «университетское образование». Результаты теста отрицательные, но подозреваю, они были подделаны: больно уж Магнус складно изъясняется большими сложноподчинёнными предложениями со всякими книжными словами. «Бурю» Шекспира он прочёл, но не понял, а о «нарушении законов повествования» толкует так запросто, словно только что лекцию по теории литературы отчитал.
Автор так активно персонажу подыгрывает, что за него как-то даже стыдно. Обычно такой манией страдают лишь начинающие писатели. Магнус, что уж там, – весьма достоверно изображённый откровенный эгоист, однако Р. Дэвис полагает, что достоверность… что с неё взять? Разве сможем мы разделить его восторг по поводу того, какие эгоисты особенные люди, избранная раса, дваждырождённые и т.д.? А потому довольно скоро в романе начинается настоящий цирк. Просто рассказать нам о мытарствах Пола? Зачем? Пусть он это рассказывает кучке людей, которые снимают кино про Робера-Гудена. А они пусть говорят, какой Робер-Гуден отстой и какой Магнус крутой и классный (но снимать кино будут про Робера-Гудена). А ещё они будут искать в его жизни ПОДТЕКСТ. А ещё Рамзи решит написать его подлинную автобиографию, чтобы этим самым верным способом (другие по сравнению с этим – лохотрон) обессмертить своё имя. Рамзи, ты кстати помнишь, что учитель фокусов из тебя никакущий?
Эту фразу в разных её вариантах Айзенгрим будет говорить бедняге по поводу и без раз пятнадцать за весь роман. Сначала я подумала, что это такая в их кружке дружеская шутка (ведь, вроде как, Лизл, Магнус и Рамзи – идеальное содружество), но для шутки это напоминание встречалось подозрительно часто. Кроме того, Рамзи постоянно тыкали носом в то, что его умственные способности уступают айзенгримовским, что он не знал жизни (надо думать – Первая мировая, кома, госпиталь и калечество не в счёт). И всё это для того, чтобы авторитет Магнуса взирал на персонажей с недосягаемой вышины. Искусственно автором созданной.
Даже необразованность (типа!) Айзенгрима стала его суперскиллом! Автор весь роман талдычил, как заведённый, что высшее образование (или его аналоги) лишает человека интуиции. Интеллект убивает интуицию, и человек становится абсолютно неприспособленным к жизни! Прям сюжет для Рен-ТВ. Учитывая, что Р. Дэвис сам прошёл через университет, да и читают и почитают его не полы демпстеры, такая истерика по поводу вреда образования выглядит по меньшей мере странно.
Все персонажи перед Магнусом заискивают, все жадно слушают его Откровение, и даже за глаза отзываются о нём с неизменным восторгом. Айзенгрим запросто может оскорбить и унизить даже того, кого он называет другом, но все находят это милым и даже обиженный вскоре признаёт, что по сравнению с Магнусом и его страданиями он никто и звать его никак.
Я ожидала сказки с преодолением препятствий и, может быть, чудом, а получила очередную историю про хамоватую Мери Сью (право же, те комплименты, которые расточают Магнусу, подошли бы больше девушке, чем парню, пусть даже и суперталантливому), которой все напропалую восхищаются, её завистники легко пострамляются, а ты тщетно пытаешься понять, за что такие восторги. И вроде бы, все таланты Магнуса не на пустом месте взялись. И вроде бы, нам с подробностями рассказывают, как пацан к успеху шёл. Но озвучу здесь своё подозрение.
Уже читая «Пятого персонажа», я стала серьёзно сомневаться, что Рамзи – историк. У меня есть среди знакомых историки. Мыслят они категорически иначе. Рамзи – типичный филолог. А все его «исторические» размышления – на уровне теорий про Россию – родину птеродактилей, марсиан и пороха. Кстати, заметьте, что Рамзи, Дэвида Стонтона и даже Магнуса нам почти не показывают в процессе работы. Нам рассказывают про их работу. Приходится принимать на веру, что Айзенгрим в самом деле стал суперпуперчасовщиком, что он в кратчайшие сроки освоил основные цирковые номера (помимо фокусов). Всё это сопровождается фразами в духе «мне было нелегко, пришлось много работать, но я справился». Ну очень информативно!
Дэвид Стонтон вообще не тянет на адвоката. Он настолько наивен, что даже его сестра легко обводит его вокруг пальца, а нехитрый характер своего папы он без чужой помощи вообще не смог раскусить. А ведь, вроде как, профессия предполагает наблюдательность и умение анализировать чужие слова и сопоставлять их с фактами. А всё ради чего? Ради эффектной метафоры самосуда. А так-то, по сути, Дэвид Стонтон – обычный представитель офисного планктона, вечно на подчинённых ролях.
Айзенгрим – тоже филолог, но почему-то автор это тщательно скрывает. Вся группа киношников (я так и не научилась их различать) – это единый филолого-психологический монстр. Филологическое образование есть только у Лизл, но она почему-то высказывается о нём как о чём-то не очень значимом («склонялась к тому, что называлось филологией»). Странно всё это… Анафема высшему образованию, тщательно скрываемые филологические наклонности у персонажей… Смахивает на психическую патологию. Не хочет ли автор поговорить с нами об этом?
Теперь уж точно без шуток. «Мир чудес» очень утомил, и я, как вы поняли, планирую утомить всех читающих рецензией, чтобы в полной мере создать у вас представление об этом романе.
Его сюжет запросто уложится в половину того объёма, который тут автор нагородил. Конфликт, вроде бы, строится на противостоянии Магнуса и одного из киношников с непроизносимой фамилией на «и» (даже не буду искать, ибо не суть), но Магнус влёгкую его уделывает и выставляет дураком и идиотом. Хотя мистер И. говорил о Магнусе дельные вещи. Второй конфликт – противостояние Магнуса и Рамзи на тему «кто убил Боя Стонтона?» Угадайте, кто запросто выиграл и как дважды два доказал, что его соперник по спору и есть убийца? Фокусник, как видно, умеет передёргивать не только карты, но и смыслы. Жалко, что Магнус не взялся доказать, что Рамзи застрелил Кеннеди. И что Мёртвое море тоже он убил.
А Бой-то Стонтон, оказывается, почти святой человек! А Рамзи просто ревновал (хотелось бы, правда, узнать – к кому). Подумаешь, Бой камень в снежок сунул. Абсолютно все мальчишки так делают. А ты, Рамзи, делал деньги на святых! Ты не был беден, а фокусник из тебя – мда… Именно так выглядит идеальная дружба – властвуй, доминируй, подавляй. Рамзи же, как обычно, Айзенгриму втихую завидует и всё терпит.
Много ли содержимого можно наковырять из одного эгоиста, если вся биография Магнуса сводится к повторению одной сюжетной схемы «герой попадает в новую среду; сначала ему там плохо, потом он адаптируется и берёт от неё всё лучшее; идёт дальше»? О преодолении и превозмогании нам говорят конспективно «было да прошло». Хоть бы раз у Магнуса с чем-нибудь серьёзный промах случился!
Нехитрую сюжетную карусель разбавляет до нужного для романа объёма куча отступлений: про антрепренера Тресайзов, про вагоны-рестораны, про рестораны, про дешёвые гостиницы, про дорогие гостиницы, про канадские театры, про маму мистера И… А уж описанию застолий я счёт потеряла. Будь у четы Тресайзов собачка или кошечка, автор нам и про неё бы написал. Если вначале все эти подробности были на своём месте, то потом автора явно понесло. Из-за всего этого в романе тесно, как во внутренностях Абдуллы.
Тексту явно не помешал бы редактор. Про хвост у орангутанга даже составитель комментария был вынужден упомянуть как про ошибку. Лизл в последней части разъясняет Рамзи суть номера с головой Роджера Бэкона, хотя они с Рамзи вместе работали над этим номером! Магнус растолковывает ему, как переводится «Айзенгрим», хотя он уже объяснил ему это в «Пятом персонаже». Роман вообще очень грубо «сведён» с предыдущими частями. В общем-то это даже не самостоятельное произведение, а третья часть «Пятого персонажа», как «Мантикора» – вторая.
Напоследок пара слов о здешнем ницшеанстве, которое автор призывает взять на вооружение (если мы не заражены высшим образованием, разумеется). Итак, наша великая троица неоднократно будет утверждать, что они не-такие-как-все, не буржуи, а люди с воображением (которое высшее образование напрочь отбивает – помним!). Чтобы показать, какие они не буржуи и не мещане, а неоромантики и бунтари, герои ломают мораль об коленку прямо на наших глазах (не повторять! работают профессионалы!): прилюдно признаются в том, что они эгоисты и не стесняются этого, Лизл осчастливливает всех признанием о том, что она регулярно спит с девушками, но с мужчинами ей тоже нравится (хотя никто её не просил про это рассказывать), что они трое спят в одной кровати… Замер дух? Завидуете их смелости и раскрепощённости? Эти подростковые перформансы нам будут демонстрировать весь роман в промежутках между исповедью Айзенгрима.
А ещё троица останавливается в самых дорогих отелях, заказывает самые дорогие вина и деликатесы, живёт в самом настоящем швейцарском замке с кучей раритетной мебели ручной работы, колесит по миру и не ходит на работу («Суаре иллюзий» несмотря на все усилия автора работой не выглядит). Они не буржуи. Буржуи живут по-другому. Уверуйте и будьте, как эгоисты.
Всё тутошнее ницшеанство родом из средней школы – с понтами напоказ и самоутверждением вопреки здравому смыслу. Образование, как и любой упорный скучный труд, в этом возрасте тоже не любят. А все бунты сводятся к демонстративному отрицанию всего, чего хотят от тебя родители: Лизл ломает коллекционные игрушки деда, Рамзи сбегает на войну, Пол со злостью и торжеством видит, как религия, которой пичкал его отец, превращается в нечто чудовищное в словах Счастливой Ганны. И, как все детские бунты, эти заканчиваются тихим возращением на прежние позиции, но зато с очень независимым видом: Лизл чинит поломанные ею игрушки, Рамзи разочаровывается в войне и возвращается домой, Магнус вовсю цитирует Библию и на полном серьёзе рассуждает о Божественном промысле в своей жизни. Побунтовали немного и будет. Большие детки живут в богатом замке, играют в любимые игры и предлагают нам бросить свой бесполезный взрослый мир и тоже стать ребёнком, т.е. эгоистом.
Странно только, что во всех трёх романах о детях говорится иное: они злые, нелюбопытные, не верят в чудеса, их удел – либо остаться дураками, либо повзрослеть. Как-то смахивает на автопортрет главной троицы. Свои своих не признали?
Ставлю среднюю оценку только за дельное изображение эгоизма как «пожирания» другого человека.
P.S.: надеюсь Р. Дэвис заплатил наследникам Г. Гессе за постоянное пользование идеями и образами из «Степного волка»?
P.P.S.: как связаны Айзенгрим и смех Мерлина? Или это всё тоже было только для понтов?10657