Рецензия на книгу
Исповедь «неполноценного» человека
Осаму Дадзай
Аноним10 июня 2020 г.Исповедь потерянного человека
Сочинение - рецензия.
Нет безумия хуже, чем доводить себя до отчаяния.
Мигель де Сервантес Сааведра
Я прекрасно знаю о том, что в нашем мире существует несправедливость и тщетно взывать к людям; сам я никогда не говорил того, что думаю, постоянно скрывал свои мысли, и считал, что мне не остается ничего другого, как только продолжать паясничать."No Longer Human" - английское название произведения больше подходит, чтобы выразить идею этой книги. Повесть - исповедь очень популярного в начале двадцатого века японского писателя, написанная в глубокой депрессии, и, которая стала завершением его библиографии, описывает проблему личности "потеряного" человека. Также это произведение о маленьком человеке перед лицом сурового мира. Главный герой Ёдзо не имеет представления об ответственности, которую каждый несёт перед обществом, что приводит к деструктивному поведению и разложению его личности изнутри. Общество, помимо всего прочего - это основная образовательная сила. Она преобладает в коллективе, и главный герой, не справляясь с адаптацией в социуме, теряется среди людей под маской злого шута.
Предисловие характеризуется описанием внутреннего портрета Ёдзо, в смысле автора, и фотографий: в детстве, подростковом возрасте и взрослой жизни.1) Обезьянья мордочка с гримасой улыбки. Иллюзия, созданная безобразными морщинами. Снимок производит странное впечатление, что-то есть в мальчике омерзительное, если не сказать - вызывающее тошноту.
2) Неживой. Его улыбка изыскана. Не чувствуется в юноше полнокровия, что ли, вкуса к жизни, начисто отсутствует ощущение реального бытия. Он весь был какой-то искусственный. Вглядевшись в это лицо, можно разглядеть что-то неприятное, что-то от оборотня или привидения (японского!)
3) Возраста нет. Не улыбается. Чем-то зловещим, большим несчастьем веет от этого снимка. Но было в нём ещё что-то загадочное, поразившее меня: это лицо не только безжизненно, оно бесприметно, оно совершенно не оставляет следа в памяти. Портрет с такого лица не напишешь. И карикатуру не придумаешь.По снимкам можно отметить этапы жизни этого человека и проследить за развитием происходивших с ним изменений. Детство проходит в кругу семьи, и маленький Ёдзо очень боится отца. В качестве защитной реакции проявляет не гнев, не агрессию, а имитирует напускную клоунаду, в чём немало в итоге преуспевает. "...гримаса улыбки не сходила с лица, в то время, как душу терзало отчаяние..."(бедняжка!)
Со временем он так хорошо притворяется, что маска бесстрашия внешне сливается с ним самим, превращая его в безжизненное, бесприметное существо, вызывающее в людях отвращение и неприятные ассоциации.
Проявляются следующие черты: противоречивый характер, самолюбование, порядочное лицемерие и совершенная трусость натуры. Они же становятся сутью трагедии художественного образа писателя. Его самоунижения. Следующие за этим саркастические наблюдения за людьми и порицание их обыденной жизни составили отвратительную атмосферу вокруг персонажа. Главный герой видит в людях что-то страшное, сумасшедшее, считает их сущности отсталыми, но, как известно, мы видим в людях то, что нам самим присуще. Мы привлекаем к себе то, что сами отдаём.Сам автор пишет, что в его понятии быть нравственным уродом и отверженным - одно и то же. Одновременно он ведёт внутренний монолог, в котором отмечает не без самолюбования:
... не мог сдержать восхищения перед самим собой. и
Простые люди, они и меня, видимо, считали таким же простым оптимистичным весельчаком, а, я, следовательно, своим поведением окончательно ввел их в заблуждение.(какой молодец!)Проверка на возможность сосуществовать с людьми на одной планете увенчалась успехом и радость открытия способа, как это осуществить омрачилась предательством близкого человека. Наш герой теряет всякую веру в человечество, в порядочность всех и вся, затем сдаётся. Развязка как бы остаётся открытой, однако ответ на вопрос журналиста в конце повести совершенно очевиден - Ёдзо покончил с собой, как сам автор.
В самоубийстве нет ничего храброго и нет никакого проявления силы духа, за присутствием слабохарактерности. Это значит, что человек сдался, опустил себя. Ёдзо не нашёл сил смириться и жить, как все. Он отрицает жизнь в борьбе, а признаёт идиллический микромир из абсолютного доверия, честности, доброты, и главного, постоянства человеческой натуры.
Современному читателю, подростку ознакомиться не только с данной работой Дадзай Осаму, но и с другими его произведениями можно затем, чтобы осмыслить жизнь - она прекрасна, хоть и сложна, чтобы рассмотреть людей - фотографии никогда не отображают истинный портрет человека, многое определяет личное знакомство.
Главный герой обманывал других, но и обманулся сам, доверившись людям, понадеевшись на них. Он хотел, чтобы его любили, поэтому стал притворяться весельчаком, так как боялся предстать трусом и обличиться в своём страхе. Однако, самое главное, он желал, чтобы его любили, но, как отметила в своё время Шарлотта Бронте:
Если вы будете бояться людей, они не станут любить вас. из романа "Джейн Эйр"Возможно в самом мрачном расположении духа, приведшим его к самообману, он убедился, что его никто не любит. Это правда, что никто по-настоящему не понимает чувства другого человека, но это, за редким исключением, всегда взаимно!
В так называемом "человеческом обществе", где я жил до сих пор, как в преисподней, если и есть бесспорная истина, то только одна: всё проходит.91,6K