Рецензия на книгу
Geschichte eines Deutschen: Die Erinnerungen 1914-1933
Sebastian Haffner
Аноним7 июня 2020 г.История одного безумия
Сейчас я вступаю на очень опасную территорию разговоров о Третьем Рейхе и Великой Отечественной Войне, но оно того стоит, так что выскажу не очень популярную мысль: мы в корне неправильно относимся ко Второй мировой.
Безусловно, Холокост, Вторая мировая война и вообще установление нацистского режима в Германии — это величайшая трагедия из всех, что случались с человечеством. Но почему-то, вместо того, чтобы рефлексировать над тем, почему все это произошло, мы воспринимаем это как данность, как что-то закономерное и понятное, как природное бедствие. Только вот между цунами и геноцидом есть некоторая разница, которую мы все, по какой-то причине, молчаливо игнорируем.
И я сейчас говорю даже не про официальную риторику с ее милитаризмом, бездеятельной гордостью и бесцельным заучиванием дат сражений, нет, я говорю вообще про всех, потому мы все можем перечислить основные театры боевых действий и восстановить в памяти ход войны, но воспринимаем события тех лет в лучшем случае как войну с неким абсолютным злом, вроде орков из "Властелина колец", а в худшем — как совокупность цифр и названий. Но немцы, наступавшие в сорок первом на Советский союз, немцы, охранявшие узников в концлагерях, немцы, сжигавшие книги, отнюдь не были потусторонними орками - нет, они были ровно такими же людьми как мы, гуманные и просвещенные представители поколения Z, и если мы будем игнорировать этот факт, то с легкостью превратимся в них. Про это нельзя забывать в той же степени, в которой нельзя забывать страшные последствия коллективного безумия, охватившего тогда Европу, и подвиги, совершенные людьми, это безумие остановившими.Так вот, "История одного немца" - это роман о том, как все в Германии покатилось в пропасть. По сути своей, книга является автобиографией, в которой Хаффнер смотрит на исторические события сквозь призму своей жизни, начиная с детства, в течение которого он с упоением следил за сражениями Первой мировой и ежедневно бегал смотреть на военные сводки, и заканчивая тридцатыми годами.
История романа довольно интересная: Хаффнер эмигрировал в Англию в 1938 году и тогда же начал писать свои воспоминания, однако, чтобы не подставить своих оставшихся в Германии знакомых, он исказил некоторые детали - например, расщепил свою жену на двух независимых персонажей (что, правда, в книге вызывает некоторые вопросы, но факт забавный). Но, доведя описание до 1933 года, он книгу забросил, так что она осталась незаконченной и была опубликована только после смерти автора, а самые напряженные предвоенные года, эмиграция и попытки полностью избегать сотрудничества с нацистами остались за кадром.Итак, роман очень крут. Хаффнер так сочетает рассказ о политических событиях в Германии и описание своей жизни, что ни то, ни другое тебе не надоедает, но самое главное — он вплотную подходит к ответу на вопрос о причинах всего ужаса тридцатых и сороковых. Хаффнер описывает, как на почве патриотического маразма Первой мировой взросло поколение нацистов, как сначала все потешались над малочисленной и экстравагантной партией Гитлера, а потом стали ее бояться, как друзья автора сами вступали в эту партию, как всеобщее бездействие, неверие в серьезность угрозы, нежелание что-то с ней делать, привело к тому, что действовать было уже поздно. А затем неожиданный для всего мира переход, и — как оказались вне закона все партии, кроме одной, как начался террор против оппозиции, как закрылись границы, как было разгромлено правосудие.
И некую обреченность добавляет то, что ты знаешь дату ее написания - 1938 год, то есть время, когда самый трындец еще не наступил. Иногда ты видишь строки наподобие "точно также, как сейчас все ждут неминуемой войны", вздыхаешь и думаешь: "Эх, дружище Хаффнер, ты даже не представляешь, чем вся эта история закончится".
Зато теперь я чуть лучше представляю, как она началась.7676