Рецензия на книгу
The Breakdown
B. A. Paris
Аноним6 июня 2020 г.Я знаю: убийца где-то там
Считается, что жанровая литература – это тексты, похожие друг на друга. Почему? Да потому что есть обязательная формула. «Ты убегаешь – я догоняю». Но абстрактность общей сюжетной канвы – убили и надо расследовать, не говорит о том, что тексты обязаны быть похожи друг на друга. Различны преступления, разнятся их обстоятельства, люди имеющие к ним отношение, даже культурная ситуация, историческое время придает книге индивидуальность. Но благодаря усердным женским стараниям современный триллер, с примесью детективной интриги, движется к голой схеме, голой абстракции: «Все мужики сволочи, все женщины – бедные овечки».
«Нервный срыв» - книга типично стандартная. Живет женщина в счастливом браке и тут вдруг над ней начинают сгущаться тучи. Убили женщину. Что ж это получается? Меня тоже могут убить? На ее месте должна была быть я! Так и хочется ответить хрестоматийным – «Напьешься, будешь».
Книга Пэрис построена на примитивных женских страхах, работе воображения. Но если б она на этом остановилась и поработала над темой всерьез, то ее еще можно было бы переварить, и даже в чем-то поздравить. Однако глубокие психологические штудии в духе французского детектива XX века здесь ни к чему. Поэтому все сводится к задрипанному порядком арсеналу триллера-саспенса, который по причине заезженности здесь не работает.
По всему дому идет перестуки-перезвуки. Героиня все забывает и ей кажется, что она как фрекен Бок сошла с ума. Но даже тупой читатель понимает: тут дело нечисто, кто-то доводит бедную женщину до психбольницы. Однако сама детективная загадка («кто тут шалит?»), по мнению Пэрис ему уже не по плечу. В доме живут два человека: один из них – объект воздействия, другой – нет. Кто преступник? Разгадать такое не по зубам никому. Закрутила, так что закачаешься. Так что нужен бог из машины, а не новый Холмс. В итоге в руки жертве попадает тайная переписка, из которой все становится ясно. То есть автор опять преподносит читателю все на блюдечке с голубой каемочкой. Заботливая мама – сварила, растолкла, переживала и отрыгнула: кушай деточка.
Здесь же убивается и другое, дуплетом. То, на что сетовал Курт Воннегут (если верить Сигрид Нуньес и ее книге «Друг»): книги, оставляющие за скобками технические новинки дают такое же неверное представление об эпохе, как викторианские романы, игнорирующие секс. Про Пэрис такое не скажешь: нате вам СМС-переписку каскадом вместо занудной разоблачительной речи сыщика перед собравшимися в финале.
Что же в итоге? Книга, потрясающая по своей серости. Предыдущий роман Пэрис «За закрытой дверью», где героиня страдала в замке нового герцога Синяя Борода, был хотя бы смешным. Забавно было там наблюдать за страданиями героини евшей, спавшей и оправлявшейся по свистку. Такие лошадиные дозы псевдофеминизма. Бабоньки, бойтесь: мужики спят и видят как подмять вас под себя и обобрать до нитки. При такой повторяющейся морали, следующие книги Пэрис можно не читать. Там будет та же «философия» в обертке баботриллера.
16715