Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Siddhartha - Bilingual Edition, German & English

Hermann Hesse

  • Аватар пользователя
    vittorio22 февраля 2012 г.

    ель и береза,
    в ветвях шелестит ветер
    сплелись корнями

    ***
    Туманной ночью
    Птица поет про утро
    Молчать желает

    хайку by Елена ellein Рагулина


    Читая эту книгу, я все время пытался понять, чем же привлекает меня Гессе? Уж точно не Буддизмом-Индуизмом. В двух, прочитанных (пока) его книгах, меня привлекло то, каким путем он идет, ища общие духовные, философские или любые иные корни людей. Как он пытается понять это сам, донести до читателя. Гессе бесспорно умен, и читать его интересно.


    Я думаю, что Герман Гессе экуменист в самом широком смысле этого слова. И все его взгляды в сторону философии Востока, носят, прежде всего, цель понятье глубинные принципы, заглянуть в ее суть, проникнутся ее духом, наконец.
    Но Гессе прежде всего европеец, западный человек, с западным типом мышления, воспитанием, образованием. Но его попытка передать такую сложную тему, хоть как-то доступным человеку с западным типом мышления способом, заслуживает уважения.

    В отличие от «Игры в бисер», история Сиддхарты несколько более эмоциональна, что делает эту книгу ближе к роману, и, безусловно, облегчает чтение.

    Пытаясь не вдаваться в безбожное спойлерство, остановлюсь лишь на нескольких моментах которые понравились мне больше всего:

    1. Поиск гармонии с самим собой и окружающим миром. Причем пути для достижения этой цели Сиддхарта выбирал самые различные, не отрицая принципа : «все в жизни нужно попробовать». Из его размышлений на эту тему, я почерпнул некое количество интересных идей и для себя.

    2. Интересная аллюзия на слова Иисуса Христа:


    « Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.»



    Однажды он сказал ей:
    — Ты — как я, ты иная, чем большинство людей. Ты — Камала и не стараешься быть кем-то еще, в твоей душе покой и убежище, куда ты можешь в любой час войти и укрыться в себе, так же как могу это я. Немногие имеют это убежище, хотя могли бы иметь все.
    — Не все люди умны, — сказала Камала.
    — Нет, — сказал Сиддхартха, — дело не в этом. Камасвами так же умен, как я, и все-таки нет в его душе никакого убежища. А у других есть, хотя по рассудку это малые дети. Большинство людей, Камала, как сорванные листья, которые качаются и кружатся в воздухе, взлетают и падают на землю. Но другие, немногие, — как звезды, они идут назначенным путем, никакой ветер не достигает их, их закон, их путь — в них самих.



    Мне сложно будет обосновать свое мнение, но я нутром чую здесь попытку нащупать нечто общее между Христианством и Буддизмом.

    3. И наконец, что мне понравилось сильнее всего, так это концепция Реки.

    Реки, как проводника, Реки как своеобразного психологического Рубикона, который необходимо преодолеть. Реки, как квинтэссенции всего сущего.
    Здесь я увидел многое. И отголоски древнегреческих мифов о Стиксе, и попытки соединить знаменитое выражение Гераклита : «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку» с концепцией о вездесущности Реки. И самое, на мой взгляд основное: Река, которая есть
    везде и всегда,- как символ Божества. У К.С. Льюиса, в книге «просто Христианство» есть великолепное размышление этого еще одного умнейшего человека на тему что есть Время с точки зрения Бога:


    «Но представьте себе, что Бог над линией времени. В этом случае то, что мы называем "завтра",
    видно Ему так же хорошо, как то, что мы называем "сегодня". Для Него все будет "сейчас". Он не
    вспоминает того, что мы делали вчера: Он просто видит это теперь, потому что, хотя для нас "вчера" безвозвратно ушло и потеряно, для Него оно остается действительностью. Он не
    предвидит те вещи, которые мы сделаем "завтра"; Он просто видит, как мы их делаем. Для нас "завтра" еще не настало, а Он уже сейчас в "завтра".»


    Интересная книга. Заставляет задуматься. Хотя после Гессе, мне всегда хочется передохнуть. Что я и делаю, наслаждаясь бесподобной лирикой Набокова :)

    37
    185