Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Десять негритят

Агата Кристи

  • Аватар пользователя
    MarinaKoroljova1 июня 2020 г.

    Если где-то кто-то говорит о детективах, то имя Агаты Кристи всплывает в памяти само по себе.
    Я с сомнением отношусь к чрезмерно «плодовитым» авторам, хотя и не спешу их критиковать. Впрочем, когда я рискнула прочитать один из романов Кристи (а это было «Убийство в доме викария»), то поняла, что порой подобная «плодовитость» - это величайший дар, и нужно быть истинным ценителем, чтобы воздать ему должное.

    Если не говорить о знаменитых авторских сыщиках Пуаро и Марпл, то «Десять негритят» - одно из самых известных ее произведений. Оно было неоднократно экранизовано, по нему ставились пьесы и, после того как во мне пробудилась тяга к кровавыми убийствам, закрученным логическим цепочкам и запутанным расследованиям, я воспылала жаждой прочитать эту книгу.
    Читается она легко и быстро, благодаря, во-первых, авторскому стилю. У Агаты поистине уникальный язык — он очень простой, естественный, без излишеств и чрезмерностей. Персонажи говорят то, что нужно, тогда, когда это нужно и столько, сколько это нужно, не опускаясь до переливания из пустого в порожнее с целью увеличить книжный объем. Во-вторых, сюжет. Он увлекательный и напряженный, хотя это и не такое напряжение, какое в своих произведениях создают современные мастера жанра Гранже, Дивер, Герритсен, Джеймс и прочие.
    Сам антураж книги словно переносит читателя на Негритянский остров в компании «гостей» (читаем — жертв), позволяя не только разделить с ними атмосферу постоянной тревоги, страха и ожидания, но и давая возможность поломать голову в размышлениях, кто же стоит за всеми этими событиями, кто же такой этот загадочный мистер А.Н. Оуэн и останется ли в итоге в живых хотя бы один «негритенок» (ведь в песенке говорится «и вот не стало никого»)?.
    Персонажи раскрыты отлично. Даже самые начальные штрихи прекрасно обрисовывают, с какими личностями читателю предстоит иметь дело, но чем дальше продвигается сюжет, тем лучше они раскрываются. Можно испытывать или не испытывать к ним симпатии, однако по мере развития они становятся настолько объемными и харАктерными, что воспринимаешь их как живых людей, а не просто как фигурки, которые в ходе неудачной партии будут попросту сметены с доски.

    Сам по себе сюжет — один большой обман. У меня было немало вариантов того, как будут развиваться события и кто в итоге будет виноват, но я ни на миг не оказалась близка к истинной разгадке. Конец получился очень необычным и... потрясающе простым. Воистину, все простое — гениально, но не следует забывать, что не все гениальное — просто. И оттого испытываешь огромное уважение и даже восхищение перед той колоссальной работой, которую проделала Кристи, чтобы написать такую сравнительно небольшую (в плане объема) историю.

    Конечно, чем дальше, тем больше разнообразных детективов придумывается. На авансцену выходят все новые и новые авторы, задвигая в тень тех, кто был известен и проверен десяти- а то и столетиями. Но Агата Кристи определенно стоит обособленно, и тени, окутывающие ее фигуру, не скрывают, а лишь выгодно подчеркивают многогранность и таинственность ее писательского образа.

    5
    197