Рецензия на книгу
Ложится мгла на старые ступени
Александр Чудаков
Аноним31 мая 2020 г.«Любовь к родному пепелищу…»
Неспешная интонация. Прекрасный русский язык. Поразительная чуткость к слову. Напряженное внимание к духовным основам русского мира. Судьба отечественной интеллигенции на срезе непростых эпох в жизни России. Такие книги, как эта, – к сожалению, большая редкость сейчас. Писать о ней мне чрезвычайно трудно: целая гамма ощущений никак не хочет переливаться в точные слова. Читала целый месяц, и не потому что скучно, нет. Просто хотелось растянуть удовольствие на подольше. Принимала, как лекарство.
Александр Павлович Чудаков – человек широко известный в литературоведческих кругах. Его «Поэтику Чехова» не изучал только уж совсем нерадивый студент-филолог. Оказалось, что Чудаков – и писатель великолепный. Жаль только, что это его единственная художественная книга и больше он ничего уже, увы, не напишет…
Описанный в романе Чебачинск – конечно, родной город автора, Щучинск, волею обстоятельств ставший истинным культурным оазисом: сюда в сталинские времена были высланы многочисленные профессора и академики, шахматисты и журналисты. Здесь окажется и семья Антона Стремоухова: именно здесь найдёт пристанище его дед, небеспочвенно опасавшийся репрессий и увезший семью подальше от Москвы и Питера.
Какие яркие, оригинальные образы созданы в книге! Какой удивительный человек дед героя! Им можно просто любоваться: широко образованный, мудрый, сильный, заботливый, трудолюбивый, имеющий обо всём своё мнение. А бабка Антона! Дворянка, закончившая институт благородных девиц, она смиренно делит с мужем тяготы жизни, растит детей, работает на огороде, стирает, ведет дом, хранит очаг. Очень интересно описано ее стремление даже в пору лишений сохранять в быту верность хорошим манерам и этикету при сервировке стола.
В их семье царят лад и уважение друг к другу. Здесь ценят пытливый ум и любознательность, не чураются любой работы, имеют разумное отношение к жизни, к воспитанию детей, культивируют любовь к земле, способны чувствовать древнюю поэзию земледельческого труда. Умеют делать всё: и возделывать свою землю, и косить, и рыбачить, и шить вещи, и готовить пищу, что называется, «из топора». В сложных ситуациях благодаря своим познаниям и труду избегают голода. Сами изготавливают мыло, свечи, термометр, сапожные щетки, календарь, патоку и многое другое. Поражает удивительная жизненная стойкость интеллигентов из дворян и духовенства, значительно превышающая оную у «пролетариев».
– Я педагог!
– Я тоже педагог, но сам чищу свой клозет,– так ответит дед своему голодающему соседу, пренебрегающему работой на огороде.
В семье Савиных-Стремоуховых царит культ знания, книги. И при этом им очень интересны люди, нет никакой заносчивости по отношению к «простолюдинам», к необразованному окружению, к тем, кому не далась даже школьная премудрость. Благодаря такой вот интеллигенции и сохранила себя Россия.
Вот в такой семье и растёт главный герой – alter ego автора. По вечерам со старшими читает вслух книги, поёт песни и романсы. Слушает удивительные рассказы деда об истории и людях науки. Внимательно наблюдает за непростой жизнью близких, учится у них, впитывает общесемейные духовные ценности. Как же замечательно, когда связь между поколениями оказывается такой тёплой и неразрывной!
В чьей-то рецензии прочитала, что от книги пахнет нафталином. А мне видится актуальность и современность многих ее мыслей. Ну, например, разве не удивительно, как трепетное отношение в вещной культуре нации в Антоне – истинном интеллигенте – уживается с неприятием «вещизма», потребительства: вот уж действительно, «нужна защита психики современного человека от стремительно растущей агрессии вещей, красок», а усилия, потраченные на выбирание, покупку, «доставание» вещей не лучше ли потратить на решение духовных проблем?
Это книга об истории семьи на фоне драматичной и трагичной истории страны. И еще о необходимости помнить о своих корнях. О любви к людям и месту, тебя породившим и сформировавшим.
26935