Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Мэйфейрские ведьмы

Энн Райс

  • Аватар пользователя
    Аноним31 мая 2020 г.

    Очень длинное предисловие

    Если бы это не была Энн Райс и если бы не притягательность темы, "Мэйфейрские ведьмы" могли бы стать весьма скучным и посредственным романом. Почему этого и не произошло, и семейный клан Мэйфейрских ведьм "имеет тысячи поклонников во всем читающем мире"? Безусловно, тут играет роль объём. Чем больше сказано слов и затронуто тем, тем больше вероятность зацепить читателя. Не мытьём, так катаньем. Энн Райс как будто задалась целью собрать под одной обложкой все возможные времена и сюжеты.

    Собрать, но не развить. Это действительно стало проблемой романа. Ни в масштабе истории семьи, ни в масштабе организации, ни для отдельного персонажа не наблюдается устойчивого развития. Мэйфейров много, поколения сменяются, хаотично являя различных по характеру и пристрастиям женщин. Они картинки в калейдоскопе: каждый особенный, запоминающийся, индивидуальный, но, будучи однажды явлены, герои или героини проходят через отведённые мгновения сюжета безо всяких изменений. Бесшабашный и развратный юноша дедушкой ведёт себя точно также, молчаливая девочка вырастает в молчаливую бабушку... Герои несут на себе крест единственного образа. И даже когда автор представляет Роуан как женщину, которая с близкими совсем не такая собранная и холодная, а чтобы полюбить её, её надо хорошо узнать, но её и так все любят (???), читатель чувствует обман. Сначала ломает себе мозг, пытаясь разом представить всё в одном человеке, а потом отбрасывает авторскую путаницу и остаётся один единственный образ на любой случай и возраст.

    Вторая проблема романа - слабые сюжетные связи между частями. На первый взгляд, всё чётко: три века подряд некая организация экстрасенсов собирает досье на семью, в которой три века подряд является призрак Лэшэр. Но эта формальная связь не даёт эмоциональной вовлечённости, не отвечает на вопрос, зачем мне знать про какого-то парня из затопленного поместья, если он не оставил после себя ни клада, ни переворачивающих всё с ног на голову мемуаров, ни памяти. Произведение чётко делится на три части: охота на ведьм в 17 веке, семейная сага американского юга с 17 по середину 20 века, современность. И в зависимости от того, что вам больше понравилось, вы читаете совсем разные книги.

    Декорации "тёмного средневековья" это борьба долга и любви. Петир ван Абель, Дебора и их дочь Шарлотта, каждый по своему, находится в конфликте со своими представлениями о нужном и желаемом. Петира вера в порядочность и недопустимость использовать магию для себя, верность Таламаске сначала лишают любимой, а потом и вовсе сводят в могилу. Дебора разрывалась между любовью к своему демону и нежностью к Петиру, а Шарлотта отказалась от всего святого ради власти. Их отношения на грани жизни и смерти завораживают невероятной полнотой чувств, но для второй части выглядят лишь затянувшимся предисловием.

    Семейная часть особенно мила именно для поклонников Райс: она, как никто другой, умеет в самую скучную поделку вдохнуть немного разврата. Мало кто будет читать 1000 страниц коротких заметок о жизни придуманных тёток без особых событий и личных трагедий. А вот историю про то, как поколение за поколением мистическая сущность с неясными целями насилует и исполняет капризы женщин могущественного рода... Смотрится очень даже ничего. Все Мэйфейры чем-то интересны сами по себе, пока не задашься вопросом, зачем вводить столько имён, если даже сами персонажи не всех их уже помнят. Из других частей досье смотрится слишком громоздко и затянуто, как эксклюзивное приложение для истинных фанатов и задротов, выданное раньше центральной истории.

    И наконец современность. Достигнув текущего момента, читатель вооружается надеждой, что вот сейчас всё сложится в правильную картинку и раскроется великий замысел. Столько поколений шли к одной точке, к самой могущественной из ведьм - Роуан. Столько поколений собирали факты для избранного самими духами медиума - Майкла. Грядёт, грядёт финальная битва... Или исповедь... Или нисхождение ангелов... Да хоть что-нибудь да грядёт!!! Тем больше разочарование, когда оказывается, что столь длинное предисловие из первых двух частей оказывается ещё одним предисловием - на этот раз ко второму тому. Все решают просто отложить решение проблем. Тьфу на ваши изыскания, давайте дом отремонтируем. Эмм... Возможно, это и была мораль книги: перестать нагнетать таинственность и просто жить, отказаться от дьявольских сил и они откажутся от тебя, будь сильнее зла внутри и стремись к добру... Но это так совсем не выглядит. Скорее это отложенная на годы развязка, до следующего поколения.

    Я не жалею, что прочитала этот роман. На самом деле не часто удаётся насладиться чем-то, настолько скучным со стороны. Но отсутствие логического завершения меня огорчило. Правда я ещё не решила, огорчило настолько, чтобы отложить Райс подальше или чтобы взяться за "Лэшэра".

    30
    3,1K