Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Мэйфейрские ведьмы

Энн Райс

  • Аватар пользователя
    Аноним31 мая 2020 г.


    Однако мне до́лжно излагать события по порядку, всеми силами стараясь, как и всегда, придерживаться в первую очередь тех моментов моего печального путешествия, которые достойны нашего внимания. Надеюсь, ты будешь снисходителен к моим неизбежным отступлениям.

    Когда книга толстая, хочется в рецензии написать много, потому что на чтение была потрачена куча времени, книжка обросла стикерами, а черновичок – цитатами и мыслями. Но с Мэйфейрскими ведьмами у меня произошёл казус: я будто прочитала две истории, одна из которых заставила меня влюбиться, а вторая оставила полностью равнодушной.

    В двух словах, книга рассказывает о трёхсотлетней династии Мэйфейр, которая достигала успеха и приходила в упадок. В настоящем история фокусируется на молодой женщине-нейрохирурге Роуан, которая росла у приёмных родителей и должна вскоре узнать о своём наследии, и Майкле, ожившем после клинической смерти с удивительным даром видеть прикосновением прошлое предметов.

    Мне категорически не понравилась структура книги. Сначала идёт, пожалуй, самое длинное вступление, что я когда-либо читала: 300 страниц. Оно несёт ровно две функции. Во-первых, настолько хорошо познакомить читателя с двумя главными героями, Майклом и Роуан, чтобы тот не успел выкинуть их из головы в процессе исторического экскурса. Во-вторых, нагнать таинственной атмосферы вокруг старого особняка. Эти главы фактически не рассказывают о семье абсолютно ничего такого, что читатель не узнает из дальнейшего повествования.

    Во второй части Майкл получает в руки досье с историей династии Мэйфейрских ведьм и начинает чтение, а мы читаем вместе с ним. К сожалению, это досье страдает от своей досьистости. Начало представлено в письмах активного участника событий, оно увлекает и погружает читателя с головой, толкает на попытки понять героинь, передаёт нам непосредственные события с эмоциональной окраской, позволяет спорить с выводами автора писем и оценивать женщин самостоятельно. Этот кусок мне очень понравился, как бы я хотела, чтобы весь роман был выстроен в таком стиле!

    Но дальше рассказчиком стал учёный-исследователь, который лишь систематизировал информацию и выдал нам сухие факты. Мы перестали наблюдать за событиями, остался лишь довольно скупой отчёт: кто на ком женился, что построил, куда вложил деньги, куда съездил, с кем переспал, у кого родились дети, поругался, развёлся, умер... Исчезло ощущение твоего присутствия. На читателя выливается огромное количество имён, которые нужно запоминать, потому что через пятьдесят страниц заявленный ранее кузен куда-то переехал или заявленная ранее чья-то там дочь за кого-то вышла замуж и кого-то родила. И это такая каша! Честное слово, мне захотелось нарисовать генеалогическое дерево и вложить в книгу.

    Маленькое отступление. Я поступила проще: загуглила это генеалогическое дерево, благо его давно нарисовали до меня, чем поймала огромный спойлер. Не советую! Но постфактум изучить очень рекомендую (тык или тык), безумно любопытно, меня заворожило минут на пятнадцать.

    Бонусом идут мои любимые (терпеть не могу псевдодокументалистику) псевдодокументальные интервью-вставки от совершенно случайных свидетелей, которые как бы являются источником исследования, отображением ситуации с разных сторон. Ведь нельзя просто сказать, что Роуан предпочитала спать с пожарными и полицейскими, надо уделить этому целую страницу: показать, что информация получена от недовольных быстрой «отставкой» мужчин, зацитировать мнение некоторых из них о Роуан, зацитировать мнение родителей девушки насчёт её выбора мужчин и сделать вывод: орден это не касается.

    Кстати, разумеется, Роуан выделено достаточно места в досье. Что интересно, эта информация частично дублирует то, что мы уже узнали о девушке в первой части книги. То есть автор прекрасно понимала, что не сможет полноценно раскрыть персонажа, используя лишь сухую выжимку многолетнего исследования. И Роуан она не решилась раскрывать только через досье, уделив очень много времени повествованию о ней, её мыслях и переживаниях. А об остальных персонажах уже можно не беспокоиться? После Шарлотты и до Роуан мне никто из героинь и героев не показался действительно живым. Какие-то свидетельства совершенно далёких от них людей, случайные события, куча противоречивых мнений – всё это никак не складывается в единую картинку. Возможно, я забегаю вперёд и в следующих романах цикла автор возвращается к этим персонажам, раскрывая нам их внутренний мир. Но здесь псевдодокументальность убила всю мою вовлечённость.

    Третья часть романа возвращает нас в настоящее к Роуан и Майклу. Они влюблены, мечтают завести нормальную семью и жить долго и счастливо. Но сначала им нужно разобраться с семейным «проклятием» – призраком Лэшером. Разумеется, наступает финал романа – эдакая финальная битва, которая оставляет у читателя ощущение, что к этому всё и велось. Хотя роман лишь открывает трилогию, мы получаем полностью закрытое логическое завершение, которое бонусом позволяет самостоятельно выбрать для себя концовку по вкусу. Меня это порадовало.

    Мне хочется немного обсудить главных героев. Мне они понравились, все трое. Возможно, потому что они присутствуют на протяжении всей книги, очень часто разговаривают друг с другом, обсуждая важные для них вещи и раскрываясь всесторонне. Роуан хотелось бы назвать баловнем судьбы, но она слишком одинока и не понята. Причём не так не понята, как бывают не поняты подростки с их «меня никто не понимает», а действительно по-настоящему никем не понята. Как может быть не понята только ведьма, вынужденная скрывать свои способности с детства, потому что это расстраивает маму, пугает саму тебя и заставляет всех вокруг косо смотреть.


    Более одинокого человека, чем Роуан, он еще не встречал. В Калифорнии полно одиноких людей, но она, казалось, вообще существовала отдельно от остального мира.

    Мне искренне хотелось, чтобы Роуан нашла своё счастье. Меня покорило, как она радовалась обретению семьи и семейной истории, как она строила далекоидущие созидательные планы, как она мечтала о наполненном детьми доме. Их пара с Майклом показалась мне очень настоящей.

    Сам Майкл тоже очень живой. Мне понравилось, как автор смогла за тридцать страниц полностью рассказать всю его почти пятидесятилетнюю жизнь так, что вопросов к характеру не осталось. Используя при этом огромное количество отсылок к культуре: литературе, кинематографу, музыке, театру и опере, архитектуре. Что приятно, отсылок понятных и популярных. Раскрывать героя через его любимые фильмы, чтобы у читателя не возникло ощущения инородности, неуместности или притянутости этих самых фильмов в повествовании – крутой навык.


    Черт! Пора к этому привыкать. Этот сукин сын поистине неотразим – лакомый кусочек для благовоспитанных и утонченных дамочек из высшего света. Этакий телохранитель, с увлечением читающий Диккенса…

    Конечно, третий главный герой – это дух Лэшер. Вот кто проходит буквально через весь роман красной нитью. Вместе с Таламаской мы подглядываем за его развитием, пытаемся разгадать его желания и возможности. Он невольный антагонист, за которым интересно наблюдать.


    Может быть, все живое наделено разумом, – продолжила Роуан, обводя взглядом пустые столики в небольшом баре. – Может быть, цветы наблюдают за нами. Может быть, деревья думают и ненавидят нас за то, что мы умеем ходить. А возможно, что им все равно. Ужас существования Лэшера в том, что ему перестало быть все равно!

    Мне очень понравилась ведьмовская сторона романа. Всё начинается с глупости. С глупой, простодушной, безрассудной девчонки, которая развлечения ради решила поиграть с неизведанным. Совершенно бездумно сунула голову в ад, просто из любопытства. И всё это во времена инквизиции!


    Заглянув в ее глаза, я увидела то, что видела прежде и видела потом, вплоть до последнего часа ее мучений и боли: глаза простушки, шаловливой девчонки, прикрывшей ладонью смеющееся лицо, а в другой зажавшей украденный леденец. Петир, для нее это была игра. Игра!

    Хочется сказать, что это очень глупое начало истории, но ведь нет! Как часто серьёзные проблемы начинаются с какой-то мелкой глупой идеи, бездумно воплощённой в жизнь. Расплачиваться начала её дочь, которая всю жизнь считала вызванного духа злом. Она осознанно решила отдаться злу, чтобы достичь успеха и высокого положения, но постепенно из поколения в поколение мы видим совершенно разные мнения. Дух становится помощником, возлюбленным, проклятием, дьяволом. Я бы предпочла семейную ведьмовскую сагу в более классическом варианте повествования, последовательную от начала истории и до её финала, но формат досье не помешал мне влюбиться в эту часть истории. Получился роман не про Мейфейрских ведьм, но о Мейфейрских ведьмах.

    Объяснение природы духа показалось мне очень жуликоватым. Согласитесь, очень хитрый уход от ответа:


    Нет, хотя я, безусловно, поддаюсь определению, и когда смертные дадут его, тогда и я смогу его сформулировать. Все, что относится к такому уровню понимания, я черпаю из разума людей.

    В остальном физика магии мне понравилась.


    Ведьма – это женщина, способная притягивать невидимые силы и манипулировать ими, – ответил Лайтнер. – Таково наше определение. Естественно, такое же определение мы даем колдуну или провидцу.

    Мне бы хотелось и дальше петь дифирамбы книге, но… Как же меня раздражали повторяющиеся диалоги о предопределённости и судьбе. Каждый раз, когда автор пыталась добавить в историю какие-то возвышенные рассуждения, получалось плохо. Слишком однообразно, слишком пресно. Начиная с моего любимого ещё по «Интервью с вампиром» па насчёт того, как можно считать Бога добрым, если он позволяет твориться злу. И заканчивая чёртовыми феминистическими реверансами посреди досье.


    Иными словами, мы по-прежнему живем в мире, в котором операционные медсестры могут позволить себе отказаться ассистировать женщине-хирургу, а человек, поступивший в отделение экстренной помощи, скорее доверит свою жизнь новичку-интерну, чем гораздо более опытному и искусному врачу, если этот врач не принадлежит к сильному полу.

    Постоянное нытье Майкла, что его вернули на землю с какой-то великой миссией, меня просто бесило. Бесило, потому оно никак не развивалось. Как и большинство «философствований» героев. Они выглядели как попытки всунуть «заумные» рассуждения ради «заумных» рассуждений. Я бы слова не сказала, если бы происходило хоть малейшее развитие. По ходу романа герои меняются, что раскрывается через развитие мировоззрения, через эволюцию рассуждений о высших материях. Но этого просто нет. Что в начале романа, что в конце одно и то же переливание из пустого в порожнее. Это такое ужасное разочарование для меня. Потрясающая история целой династии с удивительным развитием отношения к магии, но оформленная в такое бессмысленное пустословие.

    Содержит спойлеры
    14
    1,3K