Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Пиши, сокращай. Как создавать сильный текст

Максим Ильяхов, Людмила Сарычева

  • Аватар пользователя
    Аноним30 мая 2020 г.

    Написал, сокрактил

    «Пиши, сокращай» — хит. Вот уже 4 года книга выгодно стоит в магазинах, регулярно появляется в соцсетях и всплывает в рекомендациях для авторов. Пройти мимо рыжего томика сложно. Глаз сам цепляется за яркое пятно на полках или подборках.
    Но за числами и эффектным внешним видом далеко не всегда скрывается стоящий материал. Этот случай — приятное исключение. Сейчас расскажу о чём книга, чем и кому она полезна и какие у неё слабые стороны.
    Для некоторых рабочих задач я пишу документы, и хочется, чтобы коллеги их тоже понимали. В переписке хочется, чтобы другая сторона услышала моё мнение. При подготовке к выступлениям хочется сделать бодрый и полезный для аудитории текст. При написании мнения о книге хочется не только выплеснуть эмоции, но и быть интересным и полезным читателю (сколько бы я ни прикрывался «дневниковостью»).
    Когда потребность в тексте стала значимой, я обратился к «Пиши, сокращай». Книга позиционирует себя как помощник в создании СИЛЬНОГО текста. Но с оговорками. Для художественного и научного текста советы не подойдут. Художественный текст предполагает игру с языком, с читателем, двойные смыслы, тонкости и нюансы. Научные тексты (по крайней мере на территории СНГ) живут по правилам мёртвого языка. В обоих случаях принципы информационного стиля, в рамках которого работают авторы книги, не походят.
    О содержании. В первой главе говорится о стоп-словах — словах, которые затрудняют чтение, заменяют содержание и ослабляют текст. Вторая глава — о структуре и подаче текста. Вместе они занимают ¾ объёма книги. Теория во многом переплетается со школьной программой. Если вам повезло с учителем русского языка и вы не пропускали темы по стилям речи, большая часть сказанного будет знакома. Но люди не идеальны, правила забываются. «Пиши, сокращай» — возможность узнать или вспомнить базовые правила и рекомендации.
    Если хотите продать (продукт покупателю, себя работодателю и т. д.), то третья глава — ваш друг. Жаль, что я не встретил книгу во времена бесконечного поиска работы «300 лет тому назад».
    Каждый пункт, каждая идея в книге дополнены примерами «что такое хорошо, и что такое плохо». Но количество примеров избыточно: по 4-6 по каждому пункту и финальный разбор текста на 1-2 разворота. Раза 3 или 4 «сильный» вариант нравился мне меньше, чем «слабый». Но это мелочи.
    Информационный стиль вкупе с примерами дал неожиданный эффект — от чтения книги быстро устаёшь — глаз спотыкается о короткие предложения, а частая смена формата вырывает из потока. Но в остальном оформление и структурирование текста работает на быстрое усвоение информации, а это главное.
    Как итог, если ещё не знакомы с «Пиши, сокращай», но пишите тексты, то советую — вреда не принесёт. Главное, на это неоднократно указывают и авторы, не следуйте рекомендациям слепо и не забывайте, что любой текст — авторский. Не потеряйте себя в угоду доступности.
    P.S Загляните на GLVRD.RU. Здесь можно проверить текст на чистоту и читаемость. Этот текст получил 9 и 9.3 из 10 по каждому из пунктов. Если книгу читать не хочется, посмотрите видео на канале Максима Ильяхова. Ссылка на сайте. Там Максим рассказывает в сжатом формате основные пункты из «Пиши, сокращай» — лишним не будет.

    2
    478