Рецензия на книгу
Турецкий гамбит
Борис Акунин
Аноним29 мая 2020 г.Продолжая знакомство с творчеством Бориса Акунина, прочитала вторую часть "Приключений Эраста Фандорина", "Турецкий гамбит". Скажу честно, мои одноклассницы, которые обычно читают поменьше, чем я, умудрились меня опередить и прожужжали мне все уши про то, какой Эраст Петрович чудесный и что другого такого не сыскать. Прочитав "Азазель", я несколько озадачилась. Он хороший, но я не собираюсь в него влюбляться, к тому же "злодея" в первой книге я сумела вычислить, что сильно подпортило мое впечатление. Но оно все-таки было положительным, но никак не блестящим. Примерно такие же отношения у меня были и с "Турецким гамбитом", хотя все-таки вторая книга понравилась мне несколько меньше.
В этой части повествование ведется от лица Вари Суворовы, девушки, которую случайно встретил Эраст Петрович, когда ехал на встречу с русским военным главнокомандующим. Не стоит забывать, что действие разворачивается на фоне русско-турецкой войны 1877-1878 годов, что полностью соответствует моим потребностям в исторических деталях. Если быть внимательным, можно подметить еще несколько отсылок к реально существующим людям, например, Соболев - Скобелев, Корчаков - Горчаков, и это еще самые очевидные. Все это меня приятно порадовало, но сам детектив несколько разочаровал.
Мне нравится подход Акунина: он предоставляет читателям наслаждаться Эрастом Петровичем "с разных ракурсов". В первой книге повествование видется непосредственно от имени юного сыщика, но во второй инициатива попадает в руки Вари, и вот мы уже видим героя женскими глазами. Подход интересный, но далеко не во всех случаях он подходит, что я и наблюдала в книге. Варя представлена прогрессивной и начитанной женщиной с головой на плечах, по крайней мере она сама так себя видит, но ее поступки говорят об обратном. Она кидается посмотреть на битву, хотя, как верно подмечает Эраст, сражение - зрелище не для слабонервных, и лучше уж оставаться в палатке. Наша героиня игнорирует замечание более мудрого человека. Она помолвлена, но думает больше о своем новом "начальнике", да и любит когда с ней флиртуют другие военные. Война - это ужасное, кровопролитное и глупое человеческое занятие совершенно не ощущается в тексте. Как бы хорошо не были прописана сюжетная ветка, плохой задний план портит общее впечатление, и "Турецкий гамбит" лишается своего очарования.
Эраст Петрович, о котором и должно быть повествование, появляется в книге лишь несколько раз, и то глазами "продвинутой" Вари, которая совсем не оправдывает свое звание. В первой книге чувствовалась последовательность и взросление главного героя, а во второй этого нет. Не знаю, о чем думал Борис Акунин, создавая такого противоречивого и неудобного рассказчика, но мне его замысел совершенно непонятен. Я расстроена, но после я прочла "Левиафана", и мое сердце вновь было наполнено очарованием.
Суть этой серии в том, что каждая книга - новый детективный жанр, поэтому вполне вероятно, что шпионский детектив - просто не мое. Обращаюсь к читателям, которые оказались в подобной ситуации. Все книге из "Приключений Эраста Петровича" спокойно можно прочитать по отдельности, так что если вам не понравилась какая-то история, попробуйте что-то другое - возможно это просто не ваше. :)
33493