Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Илиада

Гомер

  • Аватар пользователя
    Аноним26 мая 2020 г.

    Боевое фэнтези. Любовный роман с примесью эротики. Семейная сага. Броманс. История взросления. Тёплые отношения родителей и детей. Всё это — "Илиада".

    Сами события мне не в новинку: пересказ мифов и легенд Древней Греции за авторством Н. Куна у меня всё детство настольной книгой был (надо перечитать, кстати). Так что мне эти герои с детства как родные.

    Поэму я частично слушала, частично читала, и вот слушать её куда приятнее, чем читать. Что логично: изначально это ведь устные сказания, их рассказывать и слушать надо, а не записывать и читать.

    Поэма понравилась от первого и до последнего слова. Я даже всплакнула несколько раз в процессе чтения, а иногда и смеялась. Или думала: "Классно было. Вот бы и сейчас так". Например: ты правитель и ты объявил войну? Никаких сидений в тёплом кабинетике — бери в руки оружие и иди сражаться в передних рядах. Иначе трус и фу таким быть.

    Когда героев постоянно сравнивают со львами, а потом вдруг говорится, что Афина наполнила Менелая дерзостью мухи, это производит ошеломительный эффект. Да, тут же поясняют: муха, сколько её ни сгоняешь с тела, всегда возвращается, потому она и дерзкая, но, блин, как же это всё-таки внезапно и смешно))

    За Патрокла ужас как обидно: его не Гектор сразил, а Аполлон. Мало того, что против него бог пошёл, так там и ещё какой-то персонаж его ранил, прежде чем Гектор до него добрался. Да, Гектора потом самого Афина обманула, да и Ахиллесу она помогала в схватке с ним, но это не то: помогали боги героям постоянно, причём с обеих сторон. В случае же с Патроклом бог напрямую против человека вышел. Нечестно, ребят.

    Удивило, что Зевс пару раз пытался советоваться с остальными олимпийцами по поводу судеб героев (в первый раз — Сарпедона, его сына, во второй — по поводу Гектора): зачем, какой смысл? Всё ж давно мойрами определено: и судьба, и продолжительность жизни. Рок же всемогущий, супротив которого и боги бессильны, — куда ты лезешь, отец Зевс?

    На играх в честь погибшего Патрокла герои очень мимимишно себя ведут: ласковые такие, слова приятные друг другу говорят, уступают часто. Очень контрастно по отношению к их поведению в начале поэмы (и иногда — к их поведению во время битв).

    На этом моменте надо было бы огорчиться, разгневаться или посочувствовать, но я посмеялась:


    Быстро тогда он запряг в колесницу коней быстроногих,
    Гектора, чтобы влачить, привязал позади колесницы;
    Трижды его обволок вкруг могилы любезного друга,
    И наконец успокоился в куще; а Гектора бросил...

    У тебя убили друга и ты по нему страшно горюешь? Убей его убийцу, привяжи его тело за ноги к транспортному средству и сделай три круга вокруг могилы друга — авось полегчает. Всегда так делаю.

    Кстати, по Патроклу очень трогательно Брисеида убивалась. Оказывается, у неё помимо родителей и братьев ещё и муж был (естественно, Ахиллес их всех переубивал), и это именно Патрокл утешал её после гибели близких и говорил, что она станет женой Ахиллеса. На этом моменте я несколько озадачилась: она что, вот так быстро забыла о том, что Ахиллес всех её близких убил? Почему она не попыталась убить его? В других древнегреческих мифах женщины и бОльшее зло сотворяли, мстя за меньшие преступления.

    Странно, что Париса вроде как вся Троя ненавидела, но почему-то никто не предложил сразу, как только ахейцы приплыли и войну начали (или хотя бы потом, когда стало уже ясно, что ахейцы никуда не убегут и всё, конец Трое), вернуть Менелаю и Елену, и богатства, которые Парис у него похитил, да к тому ещё и богатства Трои присовокупить (чтобы, так сказать, возместить Менелаю и союзникам моральный ущерб). Сам Парис ведь предлагал вернуть богатства и к ним добавить свои, но наотрез отказывался вернуть Елену — почему троянцы его там вообще слушали?

    Парис — крайне отвратительный образ. Выбирая прекраснейшую меж богинь, прельстился не воинскими подвигами (которые ему обещали Гера и Афина), а красивой женщиной — таки что-то мне подсказывает, что это так себе выбор для древнегреческого воина.

    Ну ладно, пообещала ему Афродита Елену. Но что ж он, зараза такая, её выкрал, будучи гостем в доме Менелая? Это ж двойное оскорбление по тем временам! А сокровища зачем украл вместе с Еленой? Тройное оскорбление! И даже вчетверо оскорбление — получилось так, будто он Елену — прекраснейшую из женщин, дочь Зевса — саму по себе считает не настолько достойной, чтобы владеть ею. Типа "красивая баба — это, конечно, здорово, но без бабла несчитово".

    Вызвал на бой Менелая, сам (!) сказал, что победитель и Елену, и сокровища себе заберёт, — и сам же из этого боя смылся (руками бога, но всё-таки). И ему даже не стыдно потом — как ни в чём не бывало идёт тра... любви предаваться. Даже Елена была в шоке: сказала, что её троянки засмеют, если она с этим трусом в постель ляжет.

    И что удивляло почти всю поэму: мне показалось или у неё действительно тон и выражения такие, будто ахейцы плохие, а троянцы — молодцы? Почему?! Потому что ахейцы из чужой земли прибыли, а троянцы свой родной город защищают? А ничего, что это троянский царевич, нарушив все мыслимые и немыслимые законы того времени, сам беду на себя и свой город навлёк? Если б троянцы действительно были такие хорошие, Приам мог бы сразу, как увидел Елену у себя в городе, накрутить уши этому Парису (можно при помощи Гектора: он тоже брата не обожал) и отослать женщину и богатства с извинениями и доплатами обратно в Спарту. Но он почему-то этого не сделал. Хотя о чём это я — его отец вообще клятвы держать не умел и неблагодарен был. Понятно, в кого там и сам Приам, и сын его Парис.

    10
    605