Рецензия на книгу
Ученик убийцы
Робин Хобб
Meriel25 мая 2020 г.Ну такое
Сразу оговорюсь, что слыхом не слыхивала об этом цикле, пока не увидела у книжных блогеров. Книгу хвалили в видео и комментариях, поэтому я решила не отказывать себе в удовольствии окунуться в новый фэнтези-мир.
Первое, что бросилось в глаза и сходу не понравилось, – имена и названия локаций. Кому как, а мне не нравится, когда автор вообще с именами и названиями не заморачивается и берёт едва ли не первое, что на ум приходит. Хотя Верити в принципе нормальное имя… Правда, после Гарри Поттера я воспринимаю его исключительно как женское, поэтому половину книги меня ужасно триггерило. Но это мелочи, к тому же книга Хобб вышла раньше, чем второстепенный женский персонаж родился в голове у Роулинг. А вот сочетания вроде Пейшенс Терпеливая или Шрюд Проницательный выглядят в русском переводе весьма комично.
Далее показались весьма странными сходства с ПЛиО Мартина: Семь Королевств – Шесть Герцогств; Баратеоны (правящая на момент начала повествования династия) с оленем на гербе – Олений замок и олень на гербе правящей династии; залив работорговцев – залив торговцев. Ну и завоеватель, с которого всё началось, тоже прилагается. Скорее всего, тут дело в исторических прототипах, которыми пользовались авторы при создании своих миров, отсюда такие занятные совпадения.
Второе, что зацепило, – манера повествования. Женщина хотела написать мужчину, а получилась неведома зверушка. Фитц толком не похож ни на мужчину, ни на женщину, как будто бесполое существо; может, это задумка автора такая? Я понимаю, что мужчины разные бывают, но, камон, мы же про фэнтези, а в фэнтези хочется видеть более подвижного персонажа. Он не обязательно должен быть экстравертом (Гарри и Геральд доказывают на своём примере, что это не главное), но он должен хоть как-то двигать сюжет. Или сюжет и другие герои должны двигать его.
Я не отрицаю, что Фитц живой и всё такое. Персонажи у Хобб вообще плоскостью не страдают. Но Фитц скучный и унылый. Как мне должно быть интересно происходящее, если даже главному герою на всё по барабану?
Начинается повествование с того, что некий мужчина посреди ночи (!) приводит в Олений замок (который играет непонятную лично мне роль; типа погранзастава, что ли) какого-то мелкого пацана, швыряет его под ноги охраннику, заявляет, что пацан-де внебрачный сынуля престолонаследника, и благополучно сваливает в туман.
???
Я, конечно, охранниками в замках и погранзаставах не была, да и вообще не эксперт, но мне кажется, что солдат должен был отреагировать несколько иначе, нежели «А? Ну ок». Или это сказка для детей дошкольного возраста?
Ладно, допустим, не его ума дело решать, как поступать в подобных ситуациях. Но в таком случае почему он не потащил к принцу Верити и мужика, который привёл ребёнка? А заодно и мамашу пацана. Из слов охранника ясно, что он понятия не имеет, что это за мужик. Просто припёрся, оставил ребёнка якобы от принца (не предъявив НИКАКИХ доказательств) и благополучно свалил.
Но, оказывается, в мире Элдерлингов это норма, и вообще, какие доказательства? Принц взглянул разок и сразу понял, что это вам не это и пацан действительно бастард его брата. При этом Верити говорит, что не ожидал такого от своего благочестивого братца. То есть мало того что само внезапное появление мужика с пацаном шести лет среди ночи выглядит как минимум странно, так ещё рождение этого пацана как бы невозможно исходя из характера принца как-его-там (так он быстро мелькнул и исчез, что я даже имя его не запомнила). И ладно бы Верити был с братом в контрах и захотел учинить ему подлянку, но нет. Нормальные у них отношения, да и Верити нормальный.
Какое-то царство непуганных ворон, честное слово.
Далее выясняется, что Фитц владеет Силой (не той, которая в ЗВ, но тоже прикольная штука), которая есть только у представителей с королевской кровью.
И вот у меня вопрос…
А нельзя было ЭТО сделать прямым доказательством того, что Фитц действительно бастард принца? Типа, ого, так он ДЕЙСТВИТЕЛЬНО его сын! Вот это да! Вместо этого все кому не лень повторяют как попугаи «Да-а-а, похо-о-ож».
Помимо Силы у Фитца есть некий Дар, который Баррич, приставленный за Фитцем следить, на дух не переносит. Почему? А х его з, как говорится. Фитцу пофиг, почему мне должно быть интересно?
После попадания Фитца ко двору сюжет безбожно стопорится и продолжает фактически стоять на месте главы так до двенадцатой (а главы там немаленькие, скажу я вам). Не, весь этот быт довольно сносно описан, и я понимаю, что Фитцу гораздо больше нравится исследовать город, чем замок, но как бы мы и в городе ничего особенного не видим. Просто город с детьми-нищебродами, тавернами, пристанью и лавками торгашей. Невероятно! Потрясающе! Нигде такого не видела, и вот опять.
Я вообще не против того, что мы изучаем город, но почему мы совершенно не изучаем замок? Когда Гарри, который тоже особо не отличается активностью, попадает в Хогвартс, сюжет и персонажи вокруг него движутся таким образом, что мы постоянно узнаём что-то новое. Я не говорю, что в Ученике убийцы должна быть такая же плотность повествования, но она в принципе быть должна, а её нет! Сюжет просто стоит на месте. Локации самого замка застывают на круге комната Фитца – кухня – столовка – конюшни. Иногда комната загадочного товарища за стеной и ещё некоторые совершенно неинтересные помещения замка. Из всех локаций более-менее любопытный акцент сделан только на комнату Шута (самый классный персонаж, между прочим). Я очень расстроилась, что Фитц на самого Шута не наткнулся, когда без спроса вошёл в комнату.
В этой книге вообще прямые конфликты старательно избегаются. Даже конфликт Фитца и его учителя Галена, вместе с которым сюжет начал, наконец, хоть какое-то движение, в сущности какой-то недоконфликт. Хотя я почти не ощущала отвращения к Фитцу, несмотря на проявленную им слабость. Мне нравилось, что его подбадривали другие персонажи (Баррич, Шут, Пейшенс, Верити), что он со своим мутным унылым характером не был брошен сам с собой, как та же унылая Офелия из «Сквозь зеркала».
После ещё одной небольшой просадки сюжета идут события в Горном королевстве – самая интересная часть книги. И всё развивалось прекрасно, пока не наступила кульминация. То есть сама-то кульминация норм, но то, что произошло после неё, мягко говоря, озадачило. Мне очень понравился сам замут с подставой Фитца, как всё провернули, как далеко зашла эта афера. Но почему толковой развязки после кульминации не было? Что значит «Верити воспринял действия брата как ребяческую выходку»? Алло, у тебя там наследника престола союзного королевства кокнули в присутствии делегации Видящих и прямо перед твоей свадьбой! Какая к Мордреду выходка??? Да им там всем пофиг, что ли??
WTF???
Я уж не говорю о том, что ничьей реакции на произошедшее вообще не показали. Фитца неизвестно где нашли, Баррич в непонятном состоянии, куча фактов, указывающих на кое-чьё вмешательство (как бы Верити в курсе, кто пытался выпить его магию) и прочая, прочая, на что ВООБЩЕ никто внимания не обращает, как будто ничего странного не случилось.
......................
Из плюсов: понравились описания Горного королевства и его персонажи (брат Кетриккен форева). Персонажи действительно живые, разные; нормальная такая магия; есть загадка (с Красными кораблями); действие хоть и движется медленно, но оно есть, вполне прослеживается сюжетная арка с завязкой, развитием и кульминацией, подкачала развязка.
Я ставлю книге оценку 3/5, потому что не могу сказать, что мне совсем уж не понравилось. К тому же это только первая книга трилогии и вообще цикла. Возможно, дальше автор расписался. Даже если не в этой трилогии (судя по рецензиям, вторая часть ЕЩЁ МЕДЛЕННЕЕ, хотя куда уж медленнее), я всё равно буду читать всё, грызть этот кактус в надежде на лучшее, ведь, насколько я поняла, Сага о Живых кораблях на порядок лучше и интереснее трилогии о Королевском убийце.18594