Рецензия на книгу
Опавшие листья
Уилки Коллинз
Аноним24 мая 2020 г.Бразильская мелодрама в викторианском исполнении Или все беды от женщин...
Умели все-таки викторианцы наслаждаться страданием, эх, умели! И у Коллинза талантливо получилось выжать слезу по прочтению, замесив драму с коварным соблазнителем (корыстным и черствым, можете не сомневаться, более того, автор даже не даёт ни малейшего шанса ему оправдаться, его душа чернее ваксы), потерянным ребёнком, бесправными жёнами и наивно-мелочными невестами, доброжелателями и обывателя и, охочими до чужого бельишка и умело рушащими любые репутации злопыхательствами. В общем, приветствуйте, вот она, мыльная опера и сентиментальный историко-любовный роман в одном флаконе, написанная хорошим стилем опытного автора. Но, как говорится, "Платон мне друг, но истина дороже: Коллинз, хоть и друг Диккенса, но до диккенсовской глубины и тяжести не дотянул, "Опавшие листья" более легковесны и наивны.
Прежде всего главный герой истории, Амелиус, юноша наивный, экзальтированный, неадаптивный и романтичный. Воистину, все повороты его судьбы происходят из-за женщин, а он несколько пассивно им следует, в душе никак не анализируя происходящее. Первая из них, "опавший листок" американского быта, сорокалетняя серенькая девица, стала одной из причин временного остракизма из примечательной общины религиозных социалистов. Про общину замечу, что как и иные религиозные американские секты, описанные в прочитанной мною литературе, эта завязана на жесткой системе запретов, базирующихся в том числе на регламентации половой жизни. Хотя ее автор тоже несколько романтизирует, представляя Амелиуса, продукт этой секты как искреннего и хоть и порывистого, но не закрывающего ханжески глаза на бедноту и ее проблемы. Вернемся к его бабам, пардон. Вторая, Регина, вообще непонятная личность, слабохарактерная, суетливая и недальновидная. Собственно автор в итоге такую характеристику ей и дал:
Ее слабая натура, как и все слабые натуры, впадала в крайности и, чтоб защитить себя, прибегла к гневу, как трусы прибегают к дерзости.Уместно ли говорить о практичности в матримониальных планах и любви, но у Регины с одной стороны - "люблю, хочу быть с тобой", тайные встречи и письма, с другой "давай подождем лет десять (!!), дяде виднее" и да, "хочу дом, выезд с лошадьми (откуда в тебе такие запросы, милочка?), с третьей - еще один поклонник средних лет, с четвертой дядя, который с легкостью отказался от жены и с не меньшим пренебрежение отказался бы и от нее. Живет сиюминутными желаниями, пока молода - есть ухажеры, подурнеет - быть ей приживалкой? Хватит о ней, а вот Амелиус встрял, несомненно. Решил, что влюблен, но какие своеобразные попытки он предпринимал для исполнения требования дяди увеличить свой доход! Характерные для воспитанника секты, но немыслимые для патриархальной Британии, поэтому я и говорю - неадаптивный парень. Зато вот именно в этом проявилось яркое столкновение разных условностей общества: если Амелиус искренен в своих действиях, будь то лекция, милостыня или предоставление крова и докторских услуг несчастной юной нищенке, то британцы.. Вот тут, в этом противостоянии Коллинз и показал косность общества, ибо они все - выраженный формально поступок. Позами, громкими словами, шаблонами - вот чем они выражают недопустимость реальной помощи, везде ищут негативный смысл. Квартирная хозяйка парня, которая вообще ничего не стала выяснять, дядя отца, который узнал про лекцию, Регина, владелица приюта, банковский ухажер Регины, прочие - каждый выдал шаблонную реакцию, когда при внешней добропорядочности ни капли милосердия, настоящего участия, христианской добродетели. Насмешка в том, что это показал именно парень-социалист-сектант. Как же общество должно решить проблему "падших" и нищих, если все закрывают на это глаза, предпочитая "развидеть" - вот что кричит автор сквозь мирно текущие строки.
Ну и переходим к Салли - это идеализированная Коллинзом девица лондонского дна, именно ее поведение вызывало диссонанс. Аннотация называет ее одной из представительниц «опавших листьев» буржуазного общества, обездоленной, невинной красавицей (ее вина только в том, что отец слишком хотел богатства и соблазнил наивную девушку, заставив сыграть свадьбу, соблюсти приличия, и выкинул ребенка как ненужный атрибут). Но посудите сами, прожив в нищете, или скорее выжив, в холоде и голоде, к шестнадцати годам организм должен был либо закалиться либо уже давным-давно сдаться. Тоже самое с психикой, пережив то отвратительное отношение, о котором мы узнаем в процессе повествования, могла ли она расстроиться в один миг до такого состояния как "жар, горячка, бред" и прочие прелести, которые приписывались тонким "корсетным" домашним барышенькам? Экзальтация и тонкие душевные переживания таким персонажам обычно не свойственны. Далее, в процессе ее "воспитания" она вела себя как не ребенок (милый и непосредственный, что наверное имел в виду автор), а скорее как зверек - готов лизать гладящую руку хозяина. Вцепилась в него как пиявка, превратив его в фетиш, навязчивую идею (меня бы на месте Амелиуса это испугало, так еще и ответственность за ее выходки на нем, как на "хозяине", удобно переложила). Прожив 16 лет на "дне" ей было не ясно, что такое сожительство (в самом невинном аспекте) значит, что подумают люди, что будет с репутацией любимого господина, как это повлияет на его жизнь, круг общения, и т.п. Да-да, всего этого она не подозревала, а уж про благодарность за крышу над головой в приюте, где кормят-поят-учат за счет Амелиуса, вообще ни слова, она просто упивалась своей придуманной "зависимостью" от него. И потом эти драматичные обидки в кульминации, столь театральные и манипулятивные... Возмутили интерпретацией и возведением в абсолют, как пример чистоты и невинности. И розово-зефирное разрешение "гордиева узла" для опять же ублажения викторианской добропорядочности показало, что автор лелеял самые радужные мечты от такого развитии событий.
Не могу не сказать о мистрис Фарнеби, противоречивый образ которой собирал эту историю в многогранник: тут есть над чем задуматься по поводу прав женщин (отец, муж, кто угодно управляет, жена -бесплатное и молчаливое приложение), и по поводу удочерений, и по поводу репутационного ценза и весьма высокой цены за это заплаченной, ну и по поводу того, что отчаяние - плохой советчик. Мелодраматичная развязка истории с дочерью просто просится в экранизацию бразильцами. Как красиво сказал сам автор,
никакой деспотизм, слабый или сильный, не остается безнаказанным.В связи с этим, еще хочу отметить тему мошенничества, оно тут многосторонне - есть манипуляция незаконным ребенком ради женитьбы на деньгах (собственно с этого и пошла цепочка, как круги на воде), есть анонимные письма, есть и выдаивание денег из надежд матери. Со всеми отрицательными героями автор поступил как в хорошей сказке, но это не умаляет описанных язвенных проявлений человеческой натуры. Целостность и органичность книг позволили автору донести эти идеи до современников, что в актуальном историческом контексте, как мне кажется ему удалось. Смотря современным, более циничным взглядом, сюжет все-таки оторван от реальности, хотя и заставляет проникнуться волновавшими автора проблемами. Интересный опыт прочтения далеко не самого известного произведения автора считаю успешным, рекомендовала бы любителям викторианской эпохи и исторических романов о человеческих отношениях.
47965