Рецензия на книгу
Девственницы-самоубийцы
Джеффри Евгенидес
Аноним23 мая 2020 г.я веду небольшой книжный блог в телеграмме, куда периодически ещё записываю небольшие подкасты о литературе или в формате рецензий. однако есть книги, о которых я физически не смогу записать аудио, потому что не смогу сдержать эмоций. «Девственницы-самоубийцы» — это такая книга.
всегда хорошо, когда роман много о чем рассказывает, много чему учит, но мне всегда было интересно, когда роман оставлял много вопросов. просто потому что ты будешь раз за разом возвращаться в нему, рассматривая то под одним, то под другим углом, пытаясь ухватиться за новую ускользающую версию почему все было так. есть в этом какая-то читательская динамика, что ли. и прелесть таких книг всегда в одном, — ты никогда не читаешь одну и ту же книгу, ты читаешь все новую и новую о тех же героях и той же истории, потому что так или иначе, а наше восприятие жизни динамично.
но к роману. в общем-то, тут в названии ясно о чем он. и автор не лукавил, просто дал ретроспективную композицию, а вы с этим живите. роман о 5 девочках-самоубийцах. и это все, что о нем можно сказать, но в то же время, это вообще ничего не говорит о романе. схожий приём у Евгенидеса в «Среднем поле»: сейчас автор расскажет что же мы имеем, но всё-таки сначала разберёмся как к этом пришли.
на первых страницах «Девственниц-самоубийц» мы видим уже пропитанный затхлостью дом Лисбонов. оттуда уже в последний раз выходят санитары с телом последней из сестёр, привычно заворачивая в знакомые комнаты и не задавая вопросов о том, где в доме таблетки, газовая плита или крюки. всем это уже известно. и о чем тут, казалось бы, уже рассказать? а о самом важном — как случилось, что пятеро прекрасных светловолосых девочек покончили с собой одна за другой.
что вообще к этому может привести? с чего все начинается? можно ли помочь? а можно ли помочь им всем? все эти вопросы мы будем раз за разом задавать с рассказчиками: в прошлом мальчишками, ровесницами сестёр Либсон, а ныне взрослыми людьми, которым так и не удалось забыть эту историю. собирать по крупицам целые жизни и копаться в воспоминаниях придётся все 400 страниц, и никто не обещает, что рассказчики надёжные, что они все помнят, и ничто в из памяти не переиграло время.
и тут может показаться, что это какая-то очень темная и трудная муть, однако это не так. Евгенидис — мастер красивого текста, невероятно красивого. и в оригинале, а также в переводе Анатолия Ковжуна. но также Евгенидис — это мастер настоящего текста, непреклонного, как врачебный вердикт. он не расскажет кучи физиологических подробностей, чтобы пощекотать читателю нервы и чувство прекрасного, но и не будет скрывать, что 13-летняя Сесилия перерезала себе вены в ванной своего дома. где-то на 20-й странице пришибёт этой информацией. а ещё тем, какой был взгляд у девочки, как вбежала бригада скорой, какого цвета и оттенка была вода в ванне и обязательно расскажет о лежащей рядом картинке с Девой Марией, потому что в этих деталях могут быть ответы.
я не могу говорить о таких книгах «люблю» или «нравится», потому что они — это бесконечная печаль и разъедающая изнутри душевная боль. и читаем мы их не для удовольствия, а в поисках ответов на свои личные вопросы. так и ищем их, глядя издалека на угасание целой семьи, в попытках хоть что-то для себя уяснить. может все дело было в суровой миссис Лисбон? а может мистер Лисбон был чересчур холоден? в чем же дело? а кто его знает. прочитай и решишь для себя. я-то для себя, кажется, разобралась.
6/10 (2009) — слишком грустно было, слишком не готова была к такому
7/10 (2012) — постепенное понимание сути и структуры романа
10/10 (2015, 2017, 2019 и далее) — за красоту, чистоту и понимание, как важно быть не просто наблюдателем, а тем, кто может помочь
5344