Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

When God Was a Rabbit

Sarah Winman

  • Аватар пользователя
    Аноним21 мая 2020 г.

    Богический кролик

    Я так многого ждала от этой книги. Так ее рекламировала обложка! "Книга, которая играет на струнах душ целую симфонию!", "Ни одной фальшивой ноты..."
    Вранье.
    Тут вся книга - одна сплошная фальшивая нота.
    Честно говоря, я удивлена. В книге много мощных эмоциональных идей, вроде тем насилия, педофилии, "правосудия", полиамории, прав ЛГБТ+. Как используя такой материал можно сделать такую пустопорожнюю и безэмоциональную книгу?

    А вот как.
    Нужно взять проблему и отрезать от нее все, чему можно сопереживать.

    Вот, например, у нас есть девочка, которую насилуют и развращают. Хотя, погодите-ка. Их аж две! Как это влияет на них? Испытывают ли они горе, ужас, страдание, тревогу? Работают ли над исцелением?
    В случае с главной героиней мы не наблюдаем ничего подобного - она бестолково болтается среди своей семьи, играя роль наблюдательницы. Порой она изрекает вроде бы красивые фразы, которые на поверку оказываются удивительно бестолковыми.
    Вот, например:


    А мы все еще долго молчали, тронутые величием и значительностью произошедшего. Удивительной связью всего живущего. Потому что, когда потухнет свет, не станет и нас.

    Как это раскрывает персонажей? Никак. Влияет это на сюжет? Нет. Осознание удивительной связи как-то отражается на персонажах, истории? Нет.

    В случае со второй девочкой - Дженни Пенни - все еще путанее. Сначала нам с первых строк кричат, о том какая она необычная и волшебная. Потом про нее полунамеками говорят, что ей тяжело живется. А потом ее просто убирают из книги. Да, она пропадает, потом пишет пару писем, которые мало кого волнуют, и в конце вроде бы выходит на свободу из тюрьмы? Наверное? Не знаю, всем все равно. Книга не удосуживается рассказать подробнее о происходящем, будто бы боится напугать читателей действительно серьезными темами.

    • Вот у нее в жизни был кошмар!
    • Какой?
    • Не могу сказать, но был!

      Отдельная история - ЛГБТ-персонажи. Их тут много - брат главной героини, тетка главной героини, пожилой друг главной героини, друг брата главной героини.


    Авторка решила показать, что они - обычные ребята, с обычной жизнью, которые ничем не отличаются от своих гетеросексуальных собратьев (которых, кстати, аж три?).
    Посыл, конечно, разумный - только не соответствующий действительности. Судя по книге про богического кролика, жизнь ЛГБТ-людей никак, ничем не отличается от жизни гетеро-людей. Только что лесбиянки носят одежду друг друга и все. Эти персонажи не сталкиваются ни с дискриминацией, ни с тревогой раскрытия, ни со страхом потерять что-либо из-за открытой ориентации. Возможно, Сара Уинман описывает какой-то идеальный мир?
    Парадоксально, но именно это приводит к тому, что персонажам тяжело сопереживать. Точнее - а чему сопереживать-то? Если насилие над детьми от нас спрятали, не показав никаких эмоций, но хотя бы намекнув на них, то здесь никаких проблем не заявлено вообще. Дважды, помнится, брат главной героини говорит о том, что хотел бы походить на окружающих, но тетка сразу ставит его на место
    • Не болтай, ничего ты не жалеешь! Ты бы никогда не согласился быть таким, как все. Не обманывай себя, дорогой: гомосексуализм - твое спасение, и ты сам это понимаешь.

      Хотя если в мире Кролика действительно нет ни дискриминации, ни угрозы жизни, ни неравенства... Тогда действительно, может быть он гомосексуален, потому что хочет быть не таким, как все?

      А потом нам подкидывают еще несколько бестолковых персонажей - пожилой гей, который пишет мемуары (можно просто пролистывать эти страницы, там нечему сопереживать) и пожилая наркоманка и певица (основная функция которой - умереть в конце). И снова не удается сопереживать. А почему? Да потому что они не влияют на главную героиню, и сама главная героиня не испытывает никаких эмоций.

    й.

  • Точнее, она пытается в своем высокопарном стиле убедить нас, что она страдает, но это никак не удается.

    Единственное, что вызывает хоть какой-то отклик в этой книге - трагедия Башен-близнецов. Она описана прекрасно. Можно просто вырезать все, что было до и после этой сцены - и получится отличная яркая миниатюра, пронизанная болью и ощущением шока.

    Очевидно - проблема этой книги в главной героине. Элеанор Мод, так, кажется? Ей не удается сопереживать. Потому что героиню ничего не волнует, в ней нет эмоций. Она пытается убедить нас, что ей не все равно. Вот например, после сцены прощания с лучшей и единственной подругой:


    Мы увиделись еще раз <...> а потом наши жизни разделились и потекли в разные стороны, как реки, пробивающие себе новые русла. <...> Ничего этого я не знала, когда смотрела через заднее стекло и видела, как она и наша улица становятся все меньше и меньше, будто пятнышко света в туннеле, а потом машина повернула, и я уже ничего не видела. Я чувствовала, что в моих легких совсем не осталось воздуха, а во мне - жизни.

    Трогательно, не правда ли? Нет, не правда. Очередные размусоливания. Кто там мне обещал "детский, без лишней сентиментальности, голос рассказчика"? The Times, ты почему мне врешь?

    Как итог, все сюжетные линии уходят в никуда.
    Главная героиня всю книгу просто болтается туда-сюда, ничегошеньки не рассказывая о себе и своих чувствах. В конце родители узнают, что ее развращал сосед и она пытается убедить нас, что чувствует, что


    годы как будто начали обратный отсчет

    Она может там и чувствует чего-то, а мы ничего не чувствуем, потому что ее проблему (развращение) нам не показали, последствий ее не обозначили, страданий от нее не описали. А с чего нам должно полегчать от того, что ее родители узнали? Она ж не стыдилась, не боялась, не тревожилась, не хотела этого.

    Брат главной героини все-таки остается со своей единственной любовью. Из-за невозможности быть с которым он страдал. Вроде бы. Но это не точно. Про него же толком ничего не рассказывают.

    Дженни Пенни выходит на волю, но нам все равно, потому что про это написано примерно ничего и в самый последний момент. Как будто бы Сара Уинман уже куда-то убегала и у нее на ходу спросили - "А та девочка, которая вытаскивала монетку? Что с ней?". А она такая: "А? Эта? А ее выпустили." Конец.

    В общем, никому не рекомендую тратить время на эту книгу. Бесполезно. Безэмоционально. Пусто.

13
904