Рецензия на книгу
Шантарам
Грегори Дэвид Робертс
Аноним11 февраля 2012 г.«Впервые на русском - один из самых поразительных романов начала XXI века. Эта преломленная в художественной форме исповедь человека, который сумел выбраться из бездны и уцелеть, протаранила все списки бестселлеров и заслужила восторженные сравнения с произведениями лучших писателей нового времени, от Мелвилла до Хемингуэя. Подобно автору, герой этого романа много лет скрывался от закона. Лишенный после развода с женой родительских прав, он пристрастился к наркотикам, совершил ряд ограблений и был приговорен австралийским судом к девятнадцати годам заключения. Бежав на второй год из тюрьмы строгого режима, он добрался до Бомбея, где был фальшивомонетчиком и контрабандистом, торговал оружием и участвовал в разборках индийской мафии, а также нашел свою настоящую любовь, чтобы вновь потерять ее, чтобы снова найти... В 2011 году готовится к выходу экранизация романа, продюсером и исполнителем главной роли в которой выступает несравненный Джонни Депп. "Человек, которого "Шантарам" не тронет до глубины души, либо не имеет сердца, либо мертв, либо то и другое одновременно. Я уже много лет не читал ничего с таким наслаждением. "Шантарам" - "Тысяча и одна ночь" нашего века. Это бесценный подарок для всех, кто любит читать"»
Внимание, тут есть немного спойлеров!!!
Великолепная книга!!!! Вот сейчас закрыла последнюю страницу и задумалась. Задумалась о том, что писать. Точнее, о том, как выразить все те многочисленные чувства и эмоции, которые книга взбудоражила . Потому что, спроси меня, о чем книга, и я, наверное, не сразу найдусь, что ответить, не смотря даже на аннотацию, приведенную выше. Потому что она обо всем – это приключения. Невероятные, но вполне возможные. Это любовь. счастливая, несчастная, прекрасная, такая разная. Это дружба, преданность и верность, которые не купишь ни за какую цену. Это люди, чудо и теплота человеческих сердец. Это Бог. У кого-то конкретный, у кого-то придуманный и эфемерный. Это вера. В Бога, в плечо друга, в справедливость.
Прочла на одном из форумов в отзывах, что уж слишком много испытаний выпало на долю героя, слишком уж они невероятны и как мол такое выдержит один человек. Но я давно уже не использую фразы «как в книге» или «как в кино», потому что реальная жизнь порой подкидывает такие обороты, что ни одному автору не приснятся в самом кошмарном сне.
Что привлекло, так это то, что автор не стремился сделать своего героя этаким суперменом, которому подвластно все, который из любой ситуации выходит победителем. Он бьет, его бьют, он далеко не во всем и не всегда оказывается правым.
Он на многое решается и многого боится. Он человек во всех многогранных проявлениях своей натуры. И даже в каких-то, казалось бы, неблаговидных своих поступках он все равно вызывал у меня симпатию. Автор, что называется, испытывает своего героя с помощью всех искушений - он сидит в тюрьме, подвергается унижениям и побоям, он познает жизнь обеспеченную, когда не нуждаешься в деньгах и не думаешь, как прожить следующий день, он оказывается в трущобах, причем, не бежит оттуда при первой же возможности, а наоборот – находит свою прелесть и применение своим способностям, живя там, он теряет лучших друзей, он перестает верить в любовь. Но он в конце концов обретает так желанную им свободу.
Немного о героях и сюжете книги. Мне так за всю историю и не смогла понравится Карла - женщина, которую так любил герой. Я так и не смогла определиться, но все время чувствовалось в ней что-то неестественное. Возможно, я просто чего-то не поняла в ее характере.
Я никак не могла понять и принять, почему автор, убивая друзей героя, предпочел убить так же и Прабакера???! Это был первый момент в книге, когда я плакала, как ребенок.
Когда по сюжету только начались описания военных действий, у меня промелькнула мысль, что уж без этого точно можно было обойтись.Но дочитав книгу до конца, я поняла, что только с помощью этих сюжетов и описаний можно было раскрыть определенные грани характеров и поступков всех героев.
И, наконец, само описание Индии, ее народа, ее обычаев. Почему-то меня никогда не привлекала эта страна. Может быть потому, что мне никогда не нравились индийские фильмы, а их стереотипы и клише оказались очень сильны и прочно переплелись в моем представлении с реальной страной. Но прочитав эту книгу, мне безумно захотелось туда поехать, увидеть и услышать все своими глазами и ушами. Думаю, в этом тоже особый талант автора - делать желания настолько реальными.
Еще хочется сказать о том, что книга буквально вся пропитана лирикой и эмоциями. Человек более спокойных в их проявлении может эту книгу и не оценить. Тут практически любой поступок и любое происшествие оцениваются прежде всего сердцем, а потом уж холодным разумом. Показателен в этом плане момент, когда главный герой рассуждает, почему его все-таки выпустили из тюрьмы и, естественно, видит единственную причину этого – копам заплатили. На что его собеседник, индиец, ему возражает – все дело в сердце. Они ведь могли взять деньги и не отпустить тебя.
Мне сложно согласиться с теми отзывами, в которых пишется о том, что книга буквально переворачивает твою жизнь и далее по тексту. Может быть, этого потому, что я уже взрослая девочка и повидала в жизни много всякого. Но на некоторые вещи я определенно стала смотреть под другим углом. Некоторые мысли и идеи оказались созвучны с моими собственными ощущениями. Мне очень близки оказались идеи прощения, о которых говорит и думает герой. Того, что человека порой нужно просто отпустить, как бы горько тебе не было.
Заканчивая свой сумбурный отзыв, подведу итог – книга понравилась ОЧЕНЬ! Не думаю, что сразу после нее смогу взяться за следующую. Еще какое-то время нужно будет на осмысление, а это для меня критерий и показатель того, что книга хороша!
Читать советую очень и очень!А это откопала в инете, разыскивая инфу о книге и авторе, цитата из интервью автора:
«Я - серьезный писатель, уровня старых мастеров. Я хочу писать как Толстой, как Достоевский. Террасы моего романа располагаются на четырнадцати символических уровнях. Первые два - это Библия и «Ад» Данте. Мораль «Шантарама» строится на опыте изгнания, а тема изгнания в романе отсылает к этим двум великим книгам. У каждой книги есть свои тотемные животные. Животные - для книги словно парфюм, тонкий флер, который помогает читателю чувствовать и сопереживать. В «Шантараме» это лошадь и медведь. В любом романе есть добродетель и есть порок. В «Шантараме» добродетелью является человечность, а пороком - гордыня. Каждый герой, идущий ко дну в этом романе, тонет из-за своей гордыни. Например, Кадерхан, вместо того чтобы взять в афганский поход практичных ослов или верблюдов и остаться в живых, берет самых лучших породистых лошадей. О разнице между гордыней и добродетелью я, собственно, и писал эту книгу. Я люблю собирать роман, как архитектор - здание. Я физически раскладываю на столе макет каждой главы, и он занимает несколько метров. Это глубокая, многослойная работа; так писали Стендаль и Флобер, так был создан «Моби Дик».» (https://www.rollingstone.ru/articles/8609)В этом же интервью прочла о планируемой экранизации книги с Джонни Дэпом в главной роли. При всем моем уважении к этому актеру, в моем представлении это совершенно не Лин. И еще прочла о том, что автор пишет продолжение книги о дальнейших приключениях героя. Не знаю, стану ли читать. Наверное, да…из интереса и любопытства. Но очень боюсь разочарования. Когда настолько нравится книга, бывает особенно обидно, если продолжение оказывается хуже.
1781