Рецензия на книгу
Живые. Мы можем жить среди людей
Варвара Еналь
Аноним20 мая 2020 г.Взрослые – это мы
В прошлом году книжный клуб внезапно решил обсудить серию подростковой фантастики от Росмэн, и я честно пришёл, чтобы посидеть как мебель. Стар я для таких штук, никогда не читал юнгадюльтину – нечего и начинать. Однако, не вышло, цикл «Живые» Варвары Еналь просто физически не смог бы оставить равнодушным того, кто обожает технократические подземелья, узкие коридоры, «Пасынков вселенной» и тематику выживания среди космоса в маленькой стальной скорлупке. Зачастую – выживания из ума, потому что люди заперты в этих жестянках так долго, что уже ничего не понимают.
Хотя, на первый взгляд, всё выглядит радужно: дети живут на своём детском уровне орбитальной станции, растут под контролем роботов, учатся, чтобы потом радостно примкнуть к взрослому миру своих родителей и вместе с ними управлять станцией, писать программы и собирать роботов.
То, что ситуация немного подозрительная, видно невооружённым, и я думал, что интрига будет приоткрываться постепенно, но автор вываливает весь этот конфликт версий с самого начала, и вот у нас практически два мира на одной космической скорлупке: официальный, разрешённый – со светлыми комнатами, умытыми детьми, разноцветными шмоточками, заботливыми роботами и ховербордами; и тайный, запрещённый, в котором ренегаты прячутся в стенах, воруют еду, выживают как могут – реальность, полная переплетений мрачных коридоров, тёмных технологий, злых роботов и безысходности. Правда обходится дорого.Одного этого многим писателям хватило бы на полноценную книгу, в конце-то концов, ситуация действительно жутковатая, начиная с роботов и кончая тайной рабочих, "взрослых" уровней. Но Еналь этим не ограничивается, сюжет будет постепенно раскрываться во всё новых направлениях, и в нём столько всего окажется накручено, что распутывать можно до бесконечности. И всё равно богатая авторская фантазия не устанет подкидывать новые ответы на многочисленные загадки.
Не то чтобы это был детектив, но какое-то подобие расследования герои ведут, хоть и приводит оно их к новым безднам зловещих тайн. Зачем роботы поступают так с детьми? Зачем вообще станции дети? Что случилось с взрослыми? Что могло случиться с Землёй, раз она такое допускает? Чёртова машинная логика осмыслению поддаётся плохо, но её неизменной константой был и будет возраст совершеннолетия, а значит, все добравшиеся до него внезапно для себя оказались взрослыми и должны наследовать станцию. Вот только роботы – не самая большая опасность, подстерегающая во взрослом мире. Может, роботы вообще были правы?Мне понравилось, короче. Сюжет сам по себе очень интересный, и можно было это написать в абсолютно взрослом жанре, несмотря на то, что все герои – дети и подростки. Но ничего удивительного в этом нет – учитывая, что у них на станции творится. А тема моральной ответственности за взросление свойственна не только детской литературе. Даже романтическая линия выворачивается в аспекте биохимии, противоядий и выживания. Но самое крутое для меня – мрачняковый абаддон как изнанка пластикового мира. Люблю такое.
561,7K