Рецензия на книгу
Bellman and Black
Diane Setterfield
GorgoneChatta20 мая 2020 г.Несостоявшаяся четырнадцатая сказка
Знаете, мы все с вами ждали четырнадцатую сказку. Мы дружно восхищались дебютом Сеттерфилд, её Тринадцатой сказкой, - не секрет, что первую её книгу я перечитала раз пять и до сих пор считаю одним из лучших произведений, которые мне приходилось читать за мою не особо длинную жизнь. Признаюсь, что от этой книги ждала многого, - я ожидала, что "Беллмен и Блэк" станет подтверждением тому, что Сеттерфилд - гениальная авторка (хохо). Я думала, что меня вновь поглотит мрачный мир загадок, тайн, и всякого такого. Думала, что я вновь буду восторгаться и взахлёб перечитывать эту книгу раз за разом, каждый год.
Но нет.
Мне бы не хотелось в чём - то обвинять Сеттерфилд, или писать, что она скатилась - книга по прежнему была выдержана "в лучших традициях", но явно чувствовалось: что - то не то. Вот не достает чего - то; чувствуется пробел, недосказанность.
Читала я эту книгу пару месяцев назад, но сейчас попробую освежить в памяти все моменты и попробовать разобраться, почему эта книга зашла народу не так успешно, как "Тринадцатая сказка".
------------------------------------------------------------------------
Сюжет
Давно я не писала рецензий, однако приходится вспоминать, как всё это происходит. Начну с сюжета, хотя ничего особо значительного я в нём не нашла.
Маленький мальчик Уилл, который в итоге и окажется главным героем сей книги - мистером Беллменом, - убивает грача камушком, и это событие, послужившее началом книги, преподносится нам как нечто загадочное и тревожное. Это единственное событие из сюжета, которое я смогла для себя как - то выделить, ведь дальше я вообще ничего не поняла. Вот нисколечки - как все эти дальнейшие события взаимосвязаны, и что нам, читателям, с этим всем добром делать.
Значит, сюжет разворачивается дальше. Если боитесь спойлеров - просьба этот абзац не читать.
Уилл растет умным и успешным, разворачивается на фабрике тканей, заводит большую семью. Хорошо, это понятно. Мы могли бы даже сделать вид, что всё так, как должно быть. Но вопрос - что дальше? Ладно уж, дальше более - менее понятно. Родственники вокруг Беллмена начинают умирать, и на всех похоронах присутствует загадочная личность - человек в черном. Сколько уже столетий загадочных людей наряжают в черное, не подскажете?..
А вот дальше - всё. Книга постепенно близилась к своему завершению, а я по - прежнему ничего не понимала. Беллмен разворачивает свой бизнес, напрямую связанный со смертью - похоронное бюро, и становится жутко богатым. Однако, дальше - то что? Чем всё закончилось? Честное слово, я даже вспомнить не могу. Единственное ощущение помню: я ждала эпилога. Я понимала, что мне осталось дочитать всего три страницы, и я недоумевала: как же так? Я ничего не понимала, и надеялась на те три последние страницы, будто Сеттерфилд могла бы всё исправить. Но мне так никто ничего и не объяснил. В чём смысл? На что я потратила свои четыре дня? Не скажу, что это было плохо; более того, мне было интересно читать. Но я ждала объяснений; я ждала, что Сеттерфилд одним махом вытянет все козыри из рукава, и с гомерическим хохотом покажет читателю, каким он был глупым и недалёким, что не понял всего раньше. Жаль, что козыри остались в рукаве.
Вот ещё, что скажу: у меня создалось впечатление, будто Сеттерфилд сама не знала, куда книгу привести. Идея есть, и атмосфера есть, но самой сути, позвоночника у книги - нет как нет. Это как промежуточный эпизод между чем - то и чем - то, а не книга. Нет прыжка с подвывертом, которого все так ожидали; именно поэтому, как мне кажется, эта книга стала не такой успешной, как предыдущая. Назовите меня глупой и не имеющей вкуса, но я так вижу.
-------------------------------------------------------------------------
Атмосфера
На персонажей размениваться не буду - они всё равно там умирали, как мухи (простите мне такой цинизм)
Лучше уж расскажу об атмосфере, за которую эта книга и получила от меня три с половиной звезды. Вот тут Сеттерфилд постаралась на славу, любовно выписав каждую мелочь. Англия стала ещё туманней и мрачней; добавилось серых и черных тонов; персонажи стали бледнее и эфемернее - всё, как мы любим. Вот само похоронное бюро, как объект искусства, заслуживает похвалы: Беллмен и Сеттерфилд создали самое настоящее царство смерти, которое страшит и притягивает одновременно.
Вообще, чего я рассказываю. Стоит мне только сказать "мрачная Англия", как в головах у читателей потянутся длиннейшие ряды ассоциаций. Это привычная и удобная для читателя среда, потому что нам скармливали эту всю мешанину загадок и мрачных оттенков чуть - ли не с детства: вспомнить только рассказы о Шерлоке Холмсе или рождественские повести Диккенса. Честное слово, если бы события этой книги происходили где - то в Житомире, она бы вообще не имела успеха. Вот вам моё смелое мнение: эту книгу вытягивает исключительно атмосфера. Очень жаль, что Сеттерфилд поработала так однобоко: если бы фабула с сюжетом были бы такие же мощные, как и атмосфера, я бы не задумываясь поставила пять.
--------------------------------------------------------------
Итог
Надо бы заканчивать, потому что сказать мне больше нечего. Ну да, атмосфера Англии. Ну да, сюжета нет. Ну да, Тринадцатая сказка по прежнему лучше, и летом я опять её перечитаю. Чего бубнить - то, спрашивается? Не могу сказать, что потратила время впустую; однако и хвалить мне особо не хочется.
Советовать или не советовать тоже не буду - мне кажется, на эту книгу могут быть кардинально разные взгляды, - в зависимости от того, чего от неё ждать.За сим я, как говорится, умолкаю.
Спасибо за внимание!7376