Рецензия на книгу
Кабинет диковин
Дуглас Престон, Линкольн Чайлд
Аноним19 мая 2020 г.Бенедикт Камбербэтч
Прежде чем начну, спешу обмолвиться, что за этот отзыв сажусь спустя неделю после прочтения книги, эмоции полученные по ходу изучения данного романа слегка притухли, а краски поблекли, но, некоторые мысли, которые я планировал изложить в своих строках всё ещё в голове остались, надеюсь, остальные моменты придут во время набора текста. Также поговорим немного об авторах и их творчестве. Поехали.
Я не знаю, что со мной происходит, так сложилось, что я закрываю гештальт читая подряд вот уже вторую книгу. Года три назад начал читать "Заклинателей", которых отложил после 120 прочитанных страниц, тоже самое происходит и с "Кабинетом".
Кабинет.
Кабинет диковин. За основу авторы взяли реальную историю первого американского серийного убийцы Генри Говарда Холмса (Это не настоящее имя. Его звали Герман Уэбстер Маджетт, потом он решил сменить его). Может слышали? Человек познакомился с доктором Холтоном, у которого был свой магазин - аптека. Холмс получил у него работу и втёрся к тому в доверие. Доктора убивал рак, в то время как Говард Холмс договорился с его женой о покупке их магазина, главным условием сделки была возможность проживания жены на втором этаже здания даже после смерти Холтона. Когда доктор умер, его жена исчезла. Так начинается эта реальная история (не беру во внимание детство Холмса, чтобы не уходить от сути, думаю вам понятно, что склонности к насилию тот испытывал ещё с молоду).Чайлд и Престон спроецировали всё на бумагу. Роль Генри Говарда Холмса играл Енох Ленг, Дж. К. Шоттам заменял собой доктора Холтона. Ну а для того, чтобы подвязать сюжет к этим двум персонажам добавили Тинбери Макфаддена - сотрудника Американского музея. Да, снова музей. Дело в том, что предыдущая условная дилогия была построена на этом же музее и вот, читатель снова туда возвращается, а вместе с ним и неподражаемый Бенедикт Камбер... Эээм. Алоизий Пендергаст! Конечно же, Алоизий и никто иной!
На самом деле, описки не было, я уже доносил до сведения читателей моих предыдущих обзоров на романы дуэта Чайлд - Престон, что агент ФБР Алоизий Пендергаст - это чистой воды Бенедикт Камбербэтч. В романе "Кабинет диковин" авторы пошли дальше и наградили того способностью экранного Шерлока в исполнении всё того же Камбербэтча. Помните, как Шерлок уходил в себя, чтобы никто ему не мешал сосредоточиться и запускал работу логики на полную катушку? Алоизий Пендергаст в книге демонстрирует очень схожие навыки, более того, он точно также возмущается, когда вокруг посторонние звуки, кто-то дышит, часы громко тикают и тому подобное. Выглядит агент ФБР не как Шерлок, в романе он блондин, не альбинос, но с очень бледной кожей. Те, кто следит за карьерой актёра и смотрит фильмы с его участием могут тут же подобрать даже такой образ для Бенедикта, так как в фильме "Пятая власть" он как раз блондин, о чём я тоже, на сколько могу вспомнить, упоминал в своих отзывах на предыдущие романы авторов. Но что самое интересное, и "Пятая власть" и "Шерлок" вышли на экраны гораздо позже того, когда была написана книга. Вот и думайте, кто с кого срисовал.Всё начинается с того, что на строительной площадке находят могилу, в которой очень много человеческих останков. Тут же возникает агент ФБР, заручившись поддержкой доктора Норы Келли, сотрудницы вышеупомянутого музея, и пытается проникнуть на охраняемую территорию не без помощи хитрости, конечно же. При беглом осмотре останков, пока копы не поняли, что их обвели вокруг пальца и парочка проникла без специального разрешения, обнаруживаются интересные особенности. Думаю для того, чтобы вы составили примерное представление о сюжетной линии, я написал достаточно. Далее, как вы поняли, начинается расследование с палками в колёсах в настоящем времени с отсылками на прошлое. Причём тут прошлое? Свяжите абзац про американского серийного убийцу, орудовавшего в середине 1890-х годов с абзацем про найденные останки.
С сюжетной аркой разобрались, персонажи тоже позади, давайте перейдём к эмоциям и некоторым мыслям.
Роман, написанный в 2002 году, показался мне слегка банальным, если так можно выразиться. И это логичное замечание, ведь прошло уже 18 лет. Только, вот, дело не в авторах и не в тексте, дело в образах. В книге много полиции и, прочитав, к примеру, скандинавский цикл про полицию от Ю Несбё, я понимаю, что в "Кабинете" не полиция, а детский сад какой-то. Поведение какой-то карикатурное, такое, типичное боевикам 80-90-х годов, аля "Смертельное оружие". Современные копы в литературных детективах, да и в фильмах, так себя не ведут. И это правильно, потому что будь копы в романе гораздо серьёзнее и ответственнее, то это уже смотрелось бы чересчур искусственно. Но при этом, создаётся ощущение дискомфорта и ты действительно чувствуешь, что читаешь книгу не первой свежести.Отдельно хотелось бы отметить ещё кое что. Ранее я писал об особенности агента ФБР "отключать" сознание, для работы головой, применяя максимально эффективно свой дедуктивный метод. Но, одно дело пользоваться логикой, другое - перемещаться мысленно во времени, создавая для себя визуальное пространство прошлого и перемещаться по нему. Знаете, выглядит очень неестественно и слишком выбивается из общей картины детектива. Примерно так, как выпадали бы современные копы из книги написанной в начале нулевых. Я бы понял, если бы Алоизий применял эту способность, когда в реальном времени расследование не зашло в тупик. Подобные видения были бы своеобразным, дополнительным контентом. Но он уходил в себя как раз тогда, когда расследование стопорилось и в образах, что он себе представлял находил таким образом подсказку.
Чтобы вы до конца поняли мысль: Алоизий Пендергаст отключался от внешнего мира, чтобы прогуляться по дому, которое стало местом преступления 130 лет назад, открывал нужные двери, брёл по нужным коридорам и понял где и как убивал своих жертв преступник. После чего возвращался в реалии и говорил, что знает как и куда убийца заманивал своих жертв. Согласитесь - это чистой воды подсказка своим героям! Я очень не люблю, когда авторы вмешиваются в сюжет и дают героям подсказки. Так и представляю во время чтения, как сверху рука, в белой перчатке, неожиданно вмешивается в моё воображение, во время какой-то сюжетной сцены, открывает голову герою, помещает туда подсказку, захлопывает пальцем черепную коробку и ВУАЛЯ - герою есть с чем работать!
Нормально?
Нет.В третьем романе меня вообще не впечатлил Пендергаст. Я читал первые две книги и знаю, что он может быть круче, я видел на что он способен. Здесь у агента ФБР мало юмора и троллинга, чего было полно ранее, он часто ошибался и постоянно твердил, что не предусмотрел такой поворот событий, что это его вина и тому подобное. Тот Алоизий, которого я знаю, тем и привлекал к себе внимание, что предусматривал события, но не благодаря своим ментальным способностям, а работе головой с применением логичных выводов, в общем делал и поступал так, как я люблю.
Когда я только начал собирать эту серию данный роман привлёк меня взятыми за основу реальными событиями, так как я падкий на true crime прошлого и история Генри Говарда Холмса одни из леденящих душу. Реализована идея и сюжетная арка прописана хорошо, но полицейская глупость, ментальные способности одного из центральных персонажей, подсказка от авторов сыграли злую шутку с восприятием книги из чего я делаю вывод, что она для меня слабее двух предыдущих, даже не смотря на то, что вторую я оценил также.
И ещё, хотелось бы, чтобы авторы уже наконец отошли от идеи связывать сюжеты с Американским музеем, так как, честно говоря, пахнет однотипностью и уже просто надоедает. Я понимаю, что Чайлд и Престон любят археологическую тематику, но не писать же об этом каждую следующую книгу.Зато можно похвалить составляющую триллера. В романе достаточно кровавых подробностей, от которых становится даже немного мерзко.
И ещё. На обложке написано, цитирую: Эти писатели на голову выше своих литературных соперников.
Откровенное враньё. Да, первый роман цикла у них получился очень хорош и это даёт понять, что работать в дуэте получается. Но! Я читал индивидуальные романы, у Линкольна Чайлда это "Забытая комната", у Дугласа Престона "Каньон Тираннозавра", и, честно говоря, оба - откровенный хлам. На голову выше? Ну не знаю...22729