Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Жизнь Пи

Янн Мартел

  • Аватар пользователя
    Аноним18 мая 2020 г.

    О животных, о людях или о Боге?

    Когда я открывала эту книгу, я знала о ней только то, что по ней был снят фильм, а сюжет в ней основан на истории выживания индийского подростка с бенгальским тигром в шлюпке в Тихом океане.
    Когда я прочитала книгу, я задумалась: в произведении кроме этой истории очень много разговоров о животных и зоопарках, и о Боге и отношении к нему.
    Если по порядку: мальчик - сын смотрителя зоопарка в маленьком индийском городе Пондишери. Время действия - Индия времен Индиры Ганди. То есть мудрость Махатмы Ганди (Баппы Ганди, как называет его мальчик) уже не то, чтобы не пользуется уважением - пользуется, но сам мудрый Ганди уже всего лишь золотое изваяние в стране, раздираемой внутренними конфликтами из-за политики мисс "железной леди Индии". Почему это важно? Потому что семья мальчика живет не слишком богато, но животных они содержат хорошо, и всю жизнь Писин Патель прожил бок о бок с животными, наблюдая за ними. Поэтому он знает их повадки, привычки и предпочтения. Это важно, потому что выживать он будет с теми зверьми, которые были в зоопарке его отца. То есть - со старыми знакомыми.
    Также важно и то, что еще в раннем детстве отец отучил мальчика воспринимать животных по-человечески, в смысле - очеловечивать, приписывать им разумные поступки. При этом он же научил мальчика, что самое страшное животное в зоопарке - человек. Животные не задумываются о свободе - они думают только о том, чтобы территория их жизни подходила их потребностям. Животные не нападают на человека, если только имеют возможность от него сбежать. Только припертое к стенке агрессией человека, животное будет нападать. И мальчик это последовательно доказывает тем, что усмиряет бенгальского тигра Ричарда Паркера. Надо сказать, что когда он описывает его, поначалу даже не понятно, что это тигр. Только спустя некоторое время понимаешь, что это тот самый зверь, которого мы знаем по истории Маугли как "тигра-убийцу". Пи Патель же, объясняя, зачем нужны зоопарки (тут он полностью подтверждает слова Даррела о правильно организованных зоопарках как о СПАСЕНИИ животных, а вовсе не как об их неволе, о чем, кстати, сами звери даже и не думают), и как устроена правильная дрессировка (покажи, что альфа - ты), демонстрирует, что приручить тигра вполне можно. Вообще я узнала для себя много нового о тиграх, особенностях их поведения, их языке звуков и жестов, и вообще об особенностях диких животных.
    Кроме тигра, кстати, в шлюпке оказываются раненая зебра, гиена и самка орангутанга. И хотя эти звери довольно быстро исчезнут из повествования, оставив мальчика вдвоем с тигром, все-таки они - пусть отец и учил его не переносить на животных человеческое отношение - заменили мальчику некое общество, позволили не сойти с ума в первые дни после катастрофы: необходимость уживаться с дикими животными в замкнутом пространстве, постоянное наблюдение за ними стимулировали ум индийского подростка, а их примеры, удачные и не очень, возрождали волю к жизни. Ведь самое опасное животное в шлюпке - это он, он и выживет.
    Теперь про Бога. Религия занимает очень много места в жизни Писина Пателя. Он одновременно исповедует индуизм, христианство и ислам. Вы скажете, что это не возможно? Окружающие тоже так считали, а все три священнослужителя просто переругались из-за мальчика, а потом и вовсе стали мешать ему, то обнося его святыми дарами, то не допуская до прасада, то запрещая войти в мечеть. А ведь все потому, что мальчик оказался куда прозорливее и мудрее этих служителей бога - он процитировал им слова Махатмы Ганди "Все религии истинны". По сути это просто как анекдот получился: -Ведь Бог один? - Да, Бог один, - отвечали все трое каждый на свой лад. - Тогда что же вы спорите? И три волхва замолчали и разошлись, пристыженные. И после этого стали мелко мстить Пи Пателю. А мальчик смотрит на хитро улыбающееся золотое изваяние Баппы Ганди и просто молчит. Далее следует еще один эпизод - и он раскрывает глубинную, подсознательную мудрость Пателя: "Баппа Ганди? Что дальше - дядя Иисус?" - ругается мама мальчика. И отец мальчика отвечает "Может быть. И может быть это и есть правильное отношение к Богу". Мальчик действительно относится к Богу как к равному. Он верит в него и молится ему - всеми тремя способами на нескольких языках, но самое главное в его вот таком необычном общении с Богом - его искренняя радость от этого общения, его восприятие, понимание любви к Богу и любви Бога к нему. Он заходит в церковь - и чувствует себя ДОМА (это прямо выделяется), он садится на молитвенный коврик, и начинает иначе видеть мир - во всей его полноте и красоте, он видит, как молния ударяет в море, чудом не задев его шлюпку, но вместо страха испытывает благоговение и практически языческий восторг от такого воистину чудесного в своей мощи и красоте явления.
    Очень важно, что животные и религия - это то, с чем свяжет себя Пи Патель на всю жизнь, он окончит два факультета - биологический и теологический, он постоянно будет ощущать себя в единении с животными и Богом и в Индии, и в Канаде, и в шлюпке посреди Тихого океана. И для мальчика зоопарк и храм, какой бы он ни был - взаимосвязаны, как некое проявление единой воли.
    Собственно, понимание этой взаимосвязи не сразу замечается, и далеко не сразу осознается, поначалу кажется, что религия отдельно, зоопарк - отдельно, а Пи Патель и его история выживания - отдельно. Ну и что, что тигр и молитвы? А потом вроде как мозаика начинает складываться и узор, который она вырисовывает, называется "Неисповедимы пути Господни".
    При этом я бы не сказала, что книга пропагандирует религиозные взгляды или борьбу за зоопарки. Скорее она высказывает еще одну точку зрения по принципу "а бывает и вот так" и дает право принять ее или отвергнуть. Так же, как Пи легко предлагает другую версию своего плавания, без животных, которая больше устоит въедливых господ японцев, но... ведь с животными история интереснее? Значит, так было угодно Богу. Ну и хорошо.

    2
    247