Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Жребий

Николай Плотников

  • Аватар пользователя
    Аноним17 мая 2020 г.

    Победить себя

    Сомнение есть путь к истине: кто не сомневается — не видит, кто не видит — не понимает, кто не понимает — пребывает в слепоте и заблуждении.

    В этой повести показан краткий миг жизни молодого князя Владимира Святославовича, будущего крестителя Руси. Но, возможно, по замыслу автора, миг этот был судьбоносным. Владимир молод, он язычник и только-только поставил в Киеве богатое капище языческим богам, не поскупясь отлить голову Перуна из серебра, а усы и бороду из золота. Из Киева отправляется он на стругах вниз по Днепру в поход с малой дружиной посмотреть, как строятся города в недавно отвоеванных южных землях, а по дороге вспоминает...

    Как в походе на ятвягов чуть не погиб сын норвежского ярла Альвада Эгиль, как одарил Альвад спасшего сына дружинника Синько, как на пиру старики ворчали, что народ стал забывать старых богов. Жаловались, что варяги кто открыто, кто тайно переходят в греческую веру, что для укрепления в народе веры по обычаю нужна жертва, человеческая, по жребию, да не из полона, а из своих, из дружинников. Как Добрыня, дядька Владимира и его первый советчик дозволил метать жребий, а Владимира не спросил.

    Вспоминает князь, как отвоевывал себе власть, как заполучил в жены Рогнеду, а потом, оставив ее ради новых наложниц, едва не получил кинжал под ребра. Как пировал, охотился, тешился своей молодой силой. Гордится князь собой и своими победами, "… на горе врагам, меня Перун уберег. И всё мне теперь можно – я ли не принес ему великую жертву?" Но разверзлись небеса, и с грозой и ливнем слетела с них Перунова молния, "мигнуло жарко, ахнуло, конь пал на колени и Владимир через голову вылетел из седла в навозную лужу…", получив удар не только по голове, но и по самолюбию. Князь ошеломлен, уязвлен: «… меня срамом покрыл перед всеми…За что?» Губы его коверкал яростный стыд…» И невдомек пока князю, что нет богам дела до людских бед и побед и торга с ними тоже быть не может…

    Потом будет встреча с вдовой брата Ярополка Еленой, которую он, по совету того же Добрыни, после смерти брата сделал одной из своих жен. И темный взгляд с иконы чужого болгарского бога (Елена была христианкой) что-то сдвинет в его душе. А прибыв в Киев, в радостно гудящей толпе узнает он страшную новость – в жертву Перуну по жребию избрали Эгиля, сын Альвада. Отец встанет на защиту сына, назвав языческих богов «старым деревом, что скоро сгниет». Отец и сын, оказывается, были тайными христианами. И толпа разнесет их терем, выволочет обоих из дома их обоих и потащит на капище. И вот этот животный порыв толпы, это зверство, когда Синько, еще недавно спасший и вылечивший Эгиля, первым бросится с топором на дверь их терема, заронит первое сомнение в душе князя. Вспомнит Владимир слова старого ярла Олава


    Если тебя ударят что легче конунг: вынуть меч или не вынуть? – Легче вынуть. Но почему ты спросил? – Потому что, если вынешь – победишь врага. А если не вынешь – себя победишь. – Зачем мне себя побеждать? – Затем, конунг, что тот, кто себя победил, тот победит всех.

    Духовное первым робким ростком пробивается в его душе. Ну так мне, по крайней мере, видится задумка автора. Как там всё было на самом деле, нам уже не узнать, но написано очень поэтично, у автора прекрасный, образный язык и нет и следа современного новояза, напротив, временами в словарик с архаизмами приходится заглядывать. И читать его – сплошное удовольствие, обязательно продолжу знакомство с ним.


    В. И. Суриков "Убиение язычниками первых христиан на Руси"

    43
    511