Рецензия на книгу
Middlemarch
George Eliot
Picachi7 февраля 2012 г.Есть вид литературы, от которой, как говорят, не обязательно получать удовольствие. С ней нужно ознакомиться, ведь даже если ты мало что понял, она по определению проапгрейтить тебя на следующий интеллектуальный левел, так не говорят, но подразумевают. Это про "классику". Мне кажется, "классика" - это несмываемое пятно, каиновая печать, при взгляде на которую у большинства всплываю детские комплексы и обиды, мешающие рассуждать здраво. Хотя зарубежная классика имеет одно преимущество перед классикой отечественный - она не так приелась со школы.
Что можно ожидать от дамочки, писавшей под мужским псевдонимом и жившей в 19 веке? Можно ожидать скуку смертную, морализаторство и подробные описания чувств героев. Это правда. "Миддлмарч" - это чтение ради чтения, а не ради окончания; его не проглотишь сразу в спешке, как чашку чая зимой, опасаясь, как бы он не остыл. Отчасти роман похож на сборник афоризмов с примерами, отчасти - на галерею персонажей, чьи характеры меняются под воздействием разных обстоятельств. Хитрый (умерено) сюжет тоже есть, слишком сложный и запутанный, чтобы его можно было заключить в короткий синопсис. Могу сказать, что в сюжете есть строящаяся железная дорога, неудачные поспешные браки, предвыборная акция, аукцион, похороны - словом полный список того, что обязательно должно быть в классическом провинциальном романе. Английское общество без сплетен все равно что хирург без рук, каждый эпизод романа сдобрен сплетнями местных жителей и чем дальше сплетники от героев сплетен - тем смелее вымысел. Естественно, что иногда неинформированность жителей выливается в катастрофу для какого-нибудь несчастного.
Ведь человек может вызывать похвалы, восхищение, зависть или насмешки, рассматриваться как полезное орудие, зажечь любовь в чьем-то сердце или хотя бы быть намеченным в мужья и в то же время оставаться непонятным и, в сущности, никому не известным — всего лишь совокупностью внешних признаков, которые его ближние толкуют вкривь и вкось.
"Человек - смесь хорошего и дурного, причем далеко не в равных пропорциях", - неточная цитата Остен, госпожа Эванс эту мысль подхватила и развила, только вместо "дурного" и "хорошего" составила людей из гораздо более сложных чувств и душевных качеств. Не скажу, что среди героев у меня были любимцы, мое отношение то к одному, то к другому персонажу менялось по мере поступления новой информации, так что в каком-то смысле я на время прочтения стала новой жительницей Миддлмарча, которая делает выводы о своих соседях. Не без удовольствия, иногда не без грусти, узнавала в английских сельских аборигенов знакомые типажи: молодая мамаша Селия, родственниконенавситник Фезерстоун, "так я сказал" мистер Брук... не просто типажи, а настоящие живые люди!
Честно говоря, умиленные улыбки также вызывали сцены обыденной семейной доброты, выражающейся в еле уловимых жестах и поступках:Когда Селия наклонилась над листом, Доротея нежно прижалась щекой к её локтю. Селия поняла, что скрывалось за этим движением: Доротея признала, что была неправа. И Селия её простила.
"Удовольствие зависит от многогранности и силы эмоций". Вопреки мнению, которое я привела в самом начале своего отзыва, я получила громадное удовольствие от этой вот "классики". Этот роман может и старомоден, но не покрылся мхом и не потерял актуальности. Я провела много приятных минут, читая вслух родным особенно комические эпизоды и удачные цитаты. А про интеллектуальный левел я не уверена, это ведь не самоцель.
18104