Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Кладбище домашних животных

Стивен Кинг

  • Аватар пользователя
    Swetlana49514 мая 2020 г.

    Роман как проповедь

    После прочтения пришла такая мысль: этот роман напоминает развёрнутую христианскую проповедь. Подобная интерпретация основывается на нескольких наблюдениях.
    Во-первых, традиционно проповедь имеет трёхчастную структуру и начинается с библейской цитаты. Так, роман С.Кинга разделён на три части, каждая из которых предваряется отсылками к воскрешению Лазаря. При некоторых отличиях общая канва всё же прослеживается. Хотя, такой принцип построения свойственен и другим жанрам, поэтому есть и другой аргумент.

    Во-вторых, герои так или иначе повинны в совершении семи смертных грехов, что вполне соответствует тематике христианской проповеди. Рассмотрим каждый из них:

    Inanis gloria (тщеславие)
    Тщеславно стремление Луиса написать статью:
    «Луис решил было попозже вечером написать письмо, где выразил бы иную точку зрения, доказав, что писавший статью, главным образом довольствуется субъективными ощущениями; приведенные примеры отнюдь не удовлетворительны, а научные поиски автора статьи почти преступны».
    Стоит признать, что желание написать статью — наименее тяжкое проявление тщеславия. Однако воскрешение сына можно рассматривать как вызов Богу, попытка уподобиться ему. Вот это уже серьёзно. Луис дерзнул сотворить чудо, которое обернулось катастрофой.
    Invidia (зависть)
    Зельда завидует Рейчел, которая осталась здоровой и будет жить. Отсюда и издевательства, которыми она доводила Рейчел, пытавшуюся заботиться о ней.
    Ira (гнев)
    Гневается мистер Голдсмит, когда Луис отказывается бросить Рейчел в обмен на оплату обучения. Луис испытывает такую же ярость. Это же чувство вновь обостряется между ними на похоронах рабёнка, хотя безусловно, неприязнь тлеет между ними всё время.
    Tristitia (печаль, уныние)
    В уныние погружены все герои на похоронах сына Луиса. Они не утешают себя мыслью о том, что мальчик сейчас с Господом, а упиваются горем.
    Avaritia (алчность)
    Очевидно алчен мистер Голдсмит, предлагающий “выкупить” дочь у Луиса и заваливающий внуков подарками на День благодарения. Его мир сводится к материальным благам. По крайней мере, именно так он дан через призму восприятия зятя.
    Gula ( чревоугодие)
    Луис набивает желудок, готовясь откопать тело сына:
    «Луис съел обильный, безвкусный обед в столовой Ховарда Джонсона.
    Обед был совершенно мерзким.., как раз то, в чем нуждалось его тело. Снаружи уже стемнело. Свет фар проезжающих машин напоминал пальцы. Луис ковырялся в тарелке. Кусок чего-то... Лопнувший помидор... Рядом тарелка бобов, ярко-зеленого цвета. Клин яблочного пирога и вазочка мороженого, которое сверху полито какой- то чепухой».
    Luxuria (похоть, блуд)
    Луис снял проститутку один раз за шесть лет до основных событий романа:
    «Его визит к проститутке в Чикаго шесть лет назад казался сейчас чем-то похожим на ту прогулку».
    Если сопоставить этот момент с возрастом Элли, то можно предположить, что Луис изменил жене во время её первой беременности.
    Вспомним, что и Джуд не был верен Норме, так как захаживал в бордель.

    Следовательно, Луис повинен в пяти смертных грехах из семи. Такая подверженность искушению, очевидно, вызвана отсутствием твёрдой веры у героев. Вспомним, что говорится об Элли:
    «Она была дочерью нерелигиозный еврейки и отошедшего от церкви методиста».
    Другими словами, весь роман – это подробная проповедь о том, что будет с неверующим. Сначала он погрязнет в грехах, а потом в прямом смысле попадёт в лапы дьявола.
    Безусловно, некоторые моменты остаются спорными и оставляют место для разных интерпретаций, поэтому я предлагаю это как одну из возможных вариантов понимания романа.

    Содержит спойлеры
    21
    614