Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Владычица Озера

Анджей Сапковский

  • Аватар пользователя
    Sonita_Valentine14 мая 2020 г.

    Звёзды, отражённые в пруду

    (рецензия написана на весь цикл "Ведьмак")
    "Ведьмака" я начала читать, когда мне потребовалось залечить сердце после катастрофически отвратительного завершения любимого сериала (думаю, тыкать пальцем не будем). Рекомендации в интернете обещали много плюшек, которые мне бы пришлись по вкусу, к тому же тогда уже близился день премьеры первого сезона сериала, а потому я решила читать.
    Первые две книги вызвали искренний восторг. Они представляют собой сборник рассказов, и большинство из них являются вольными интерпретациями известных нам сказок. Такими вольными, что детям их не расскажешь. Подача мира порциями облегчала знакомство и не напрягала. Персонажи — максимально харизматичные, язык у Сапковского насыщенный и живой. Если мне когда-нибудь придётся перечитывать цикл, то я с удовольствием остановлюсь на первых двух книгах.
    Но потом случились полноценные романы. И они... неплохи, если быть честной. Но чем больше я их читала, тем больше убеждалась для себя в том, что Сапковский — больше писатель рассказов. Когда есть чёткая идея, которую надо описать ёмко и ярко, автор справляется на ура. Но когда всё это превращается в клубок политических, военных и магических интриг, где они все переплетаются между собой, то что-то начинает буксовать и выпадать из сюжета. Главные герои могут исчезать почти на целую книгу, как Цири или Йеннифэр, или как Ведьмак, появляться всего в паре глав на книгу, — это в порядке вещей. При этом в каждом следующем томе появляется толпа новых персонажей, без которых, откровенно говоря, можно обойтись. Они все безусловно харизматичные, отдадим должное Сапковскому, но ближе к концу цикла от этого начинаешь уставать, потому что не видишь развития главного.
    Геральт и Йеннифэр заменяют Цири родителей, но по ходу сюжета они вынуждены расстаться на довольно длительный период времени. У всех троих судьба складывается по-своему, но в конечном итоге, они находят друг друга. Тем не менее, времени, проведённого раздельно, суммарно получается так много, что у Цири, например, складывается более эмоциональная и сильная связь с бандой Крыс, чем с тем же Геральтом. У Геральта тоже больше точек соприкосновения с Лютиком, Мильвой, Кагыром и Регисом, чем с Йеннифэр. А ведь по первым книгам, где были только рассказы, этого не скажешь! Там связь Геральта и Йеннифэр совершенно очевидная и прочная.
    В конце концов во всё это вмешивается ещё и облегчённая версия легенды о короле Артуре, только без короля. И мне становится совсем грустно. Когда автор создаёт полностью новый фэнтэзи мир, и в нём мелькают названия мест/праздников/вещей/явлений из настоящего мира, — это понятно. Невозможно создать полностью новые понятия абсолютно для каждой вещи в выдуманном мире, калькирования не избежать. Но когда имеет место смешение с уже существующей легендой, я начинаю обвинять автора в лени, неспособности или нежелании прорабатывать свой мир, чем бы автор ни руководствовался. Потому что вплетение Цири в легенду об Артуре показалось лично мне лишним. Её линия работала хорошо и так — там было достаточно драмы, достаточно персонажей для взаимодействия и событий для создания собственной легенды.
    Части цикла поделены на тома условно. По сути, они представляют собой один конфликт, одну войну, растянутую на несколько книг. В целом, это не проблема: циклы потому так и называются, что в них объединяются книги, связанные между собой тем, что события происходят зачастую в одном мире, с теми же персонажами, которые на протяжении всего пути приближаются к решению основного конфликта, начало которому было положено в первой книге. Но чаще всего, каждая отдельная книга имеет свой собственный конфликт, который либо является частью большого и основного, либо выполняет функцию дополнительного для раскрытия мира и персонажей. И хотя основной конфликт в "Ведьмаке" неплохо работает на раскрытие персонажей и мира в нём, но он — один, растянутый практически на все книги. Точки, где кончается один том и начинается другой, можно легко передвинуть, а то и вовсе убрать и получить один ОГРОМНЫЙ роман о войне с империей. Всё, иных конфликтов, обозначающих переходные точки из одной части пути персонажей в другой, которые бы закладывали фундамент для начала и конца отдельного романа, нет.
    Это все претензии, которые мне хотелось бы высказать. История о Геральте из Ривии мне всё-таки больше понравилась, чем нет, но под конец я устала. А если подобное чувство возникло, значит, это было не совсем для меня.

    17
    914