Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Демиан

Герман Гессе

  • Аватар пользователя
    Hexfire4 февраля 2012 г.

    Гессе бесконечно верит в предназначение человека быть глубоким, быть искателем высших идеалов, в преодоление им пороков, где духовность — не акциденция, но единственная цель.


    Ту долю жизни, которую я отобрал у темных сил, я принес в жертву светлым. Не наслаждение было моей целью, а чистота, не счастье, а красота и духовность.

    Это не прихоть и тем более не несбыточная мечта романтика, но единственный выход, выход, к которому в глубине души, в глубине своего Я, считает Гессе, теряя и обретая, устремлен каждый человек. Но как не ошибиться, как понять, что ты не блуждаешь, а идешь верным путем? Духовность для Гессе тождественна Я. Отсюда путь к духовности — это путь к себе; к тому себе, которым является Я, будучи одновременно субъектом и объектом действия, будучи вещью-в-себе философов, сакральным началом всего. Гессе обостряет, делает предельно напряженным экзистенциальный статус Я: Я становится всем, что есть снаружи, что есть внутри, что было, что есть и что должно быть. Я — это способ подлинного существования. Существовать — значит быть собой, быть Я и быть в Я, которым является всё.


    Вещи, которые мы видим — это те же вещи, которые в нас. Нет реальности, кроме той, которую мы носим в себе.

    Последовательны и заключения, которые из этого следуют. Размышляя о религиозности, морали и нравственности, Гессе заключает, что подлинная религиозность, равно как и всякий другой высокий идеал, зиждется на самосознании себя как человека, обладающего существованием: только следование своему существу, совести, голосу Я, который начинается и заканчивается в одной и той же сакральной точке, приведет к реализации: «Птица выбирается из яйца. Яйцо — это мир. Кто хочет родиться, должен разрушить мир. Птица летит к Богу. Бога зовут Абраксас».
    Разрушить мир — разрушить всё, чем не является Я: всё святое и всё дьявольское, всё нравственное и постыдное, все представления о благом и гнусном, все каноны и идеалы. Только став собой, можно обрести себя.


    Я не для того пришел в мир, чтобы сочинять стихи, чтобы проповедовать, чтобы писать картины, ни я, ни кто-либо другой не приходил в мир для этого. Все получалось лишь попутно. Истинное призвание каждого состоит только в одном – прийти к самому себе. Кем бы он под конец ни стал – поэтом, безумцем или пророком, – это не его дело и в конечном счете неважно. Его дело – найти собственную, а не любую судьбу, и отдаться ей внутренне, безраздельно и непоколебимо. Все прочее – это половинчатость, это попытка улизнуть, это уход назад, в идеалы толпы, это приспособленчество и страх перед собственной сутью.

    «Демиан» — в сущности не художественное произведение, а скорее исповедь человека, который ищет и сомневается, вопрошает о том, правомерны ли его переживания, мысли, тайные желания, который раскаивается, обнаруживая в себе высокомерие и зависть, страх и потерянность, наивность, стыд и тщеславие…


    Разве не жил я в хмелю и грязи, в отупении и потерянности, пока новый импульс жизни не пробудил во мне что-то прямо противоположное, желание чистоты, тоску по святому?

    Моя тоска по Максу Демиану опять усилилась. Я ничего не знал о нем, уже много лет – ничего. Как-то раз я повстречался с ним на каникулах. Теперь я вижу, что скрыл эту короткую встречу в своих записках, и вижу, что причиной тому стыд и тщеславие.

    …но который, тем не менее, полон решимости обрести себя.
    Повесть эта — обоснование (или апология?) сакральности внутреннего бытия, придание священного характера не внешнему, каноническому, идеальному, а внутреннему, индивидуальному и сверх-личному, понимаемому в перспективе Вселенной, как её манифестация. Прийти к самому себе изнутри себя, значит реализовать божественный план, что является противоположным как бесчинственной анархии и неприуроченности, так и мёртвому следованию застывшим догмам. Таков, по Гессе, истинный путь.

    22
    257