Рецензия на книгу
The Decagon House Murders
Юкито Аяцудзи
Аноним10 мая 2020 г.Стерильный детектив.
«Ну что ж, со скандинавскими детективами всё понятно, надо попробовать японские» подумал я недавно, когда у меня началась ломка ни то по детективам в общем, ни то конкретно по Несбё, и решил начать знакомство с этого представителя жанра хонкаку.
⠀
Отличительная черта жанра, как рассказывает предисловие, это сосредоточенность автора именно на обстоятельствах и деталях преступления, и создания из них детективного ребуса для читателя. Атмосфера, проработанность персонажей, и всё остальное, кроме самой загадки преступления, по мнению авторов хонкаку штука второстепенная и не особо важная.
⠀
И хорошо, что об этой детали предупреждают в предисловии, потому что суховатая подача сюжета кажется очень странной. В начале книга – это просто чуть ли не набор фактов. Вот группа студентов, они состоят в институтском детективном клубе, и они не смогли придумать себе лучшего отдыха, чем отправиться на маленький отдаленный остров, на который никто не заглядывает, и где меньше года назад еще и случилось стремное групповое убийство с сопутствующим пожаром, в обстоятельствах которого полиция так до сих пор и не разобралась. Поселились студенты в единственной оставшейся постройки на острове – странном десятиугольном доме, решив, что за неделю без контактов с внешним миром они и отдохнут, и детективные рассказы напишут, а попутно и тайну того самого убийства раскроют. Естественно спокойного отдыха у них не получится.
⠀
Завязка классная и интересная, и мог бы получится не просто детектив, а отличный атмосферный триллер. Но нет, нагонять мрачной атмосферы тут никто не собирается, художественных образов минимум, зато есть карта острова и схема дома с подписанными именами студентов комнатами, которыми, впрочем, пользоваться не придется. Разве что подглядеть на схеме дома как кого из героев зовут, которым, к счастью, автор выдал псевдонимы по именам великих детективных авторов. А вот с именами остальных героев, тут есть ещё параллельный сюжет вне острова, можно с непривычки и запутаться - попробуй запомни кто тут Сэйдзи, а кто Сэйити, кто Кадзуэ, а кто Кодзиро. К тому же не о каких глубоких характерах героев, конечно же, речи тоже не идет, только факты – зовут так, учится или работает там, выглядит в общих чертах вот так вот. Даже о семье не всегда расскажут.
⠀
В итоге если оценивать книгу как детектив и ребус – было очень даже неплохо. Отгадать убийцу у меня не получилось, хотя все факты для этого в тексте действительно есть, и в принципе это сделать возможно, хоть и сложно. Если оценивать книгу как художественное произведение – было прямо скажем средненько. Всё-таки мне хочется не просто загадки решать, а чувствовать атмосферу и сопереживать героям, и за этим явно не сюда. В прочем глупо ругать роман за это, как я уже сказал, о таком раскладе предупреждают и в предисловии и в аннотациях.
⠀
6230