Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Иной свет, или Государства и Империи Луны

Сирано де Бержерак

  • Аватар пользователя
    Аноним10 мая 2020 г.

    Ода рациональному мышлению

    «Наше остроумие, очевидно, отточилось о камни мостовой, ибо в какую сторону оно ни обращалось, всюду оно заострялось, и как далека ни была Луна, она не могла от него спастись».
    Мое впечатление о книге оттачивалось об каждую ее страницу.
    Первая страница заставила меня влюбиться в нее. Нетривиальное сплетение осязаемых и неосязаемых смыслов слов. Как может остроумие отточиться о камни мостовой? А очень просто и возможно у Сирано де Бержерака.
    Далее в книге идет заигрывание с фантастикой. Но нужно отдать должное, что достаточно смелое заигрывание для времени написания книги (1650 год). Идея полета на Луну на тот момент по десяти бальной шкале безумности тянула на твердую 10.
    Чтобы вы понимали, в 1607 году голландский очковый мастер Иоанн Липперсгей продемонстрировал свое изобретение – телескоп. Спустя два года Галилео Галилей направил свою «зрительную трубу» в небо и получил первые научные данные. Гелиоцентрическая система мира Николая Коперника в 1616 году признана еретическим учением, а в 1633 году инквизиция судит Галилея за поддержку гелиоцентризма. Вот примерно в таком мире была написана книга «Иной свет или Государства и Империи Луны». Но проблем с этой книгой у Сирано де Бержерака не было, так как книга была издана после его смерти.
    Предупреждение для любителей фантастики. Это книга не является фантастикой. Из фантастического только сама идея полета на Луну. На протяжении всей книги так и остается идеей. Возьмем к примеру способы достижения Луны. Склянки с росой на солнечной тяге, магнитная колесница, наконец птицы. Все эти концепции непродуманные и вскользь описанные. Это касается и других технических вещей в книге. Но не стоит злиться за это на автора. Он и не претендовал на звание первопроходца фантастического жанра. С учетом уровня развития общества на момента написания книги, думаю, что у него цель была другая. Полет на Луну лишь оболочка для дальнейших рассуждений.
    Сирано де Бержерак на протяжении всей книги затрагивает вопросы мироздания. И более того, он наделяет своих героев известными мнениями и взглядами на вопросы мироустройства. Это проявляется в героях в гипертрофированном виде. В книге максимально задеты чувства верующих и некоторых философов, будьте осторожны.
    Чтобы разобраться в том, что хотел сказать автор, рекомендую перед прочтением ознакомиться с его биографией, а также с крупными философскими воззрениями до 17 века.
    Лунная цивилизация – кривое зеркало земной жизни, обычаев, укладов, суеверий. Там чтут молодость, вместо старости, ходят на четырех конечностях, совсем по-иному хоронят людей, а города перемещаются в пространстве и не только это. И у всего есть вполне логичное объяснение... Как и у нас на Земле...
    Сюжетная линия меня не впечатлила. Если бы Сирано де Бержерак запер бы всех героев-мыслителей в одной комнате, и они там предались бы дискуссии, то эффект от книги был бы точно таким же. Т.е. движения в книге настолько скукожены, порой даже хаотичны, что постоянно задаешься вопросом - а зачем? И особенно расстроил финал. Он появился в книге неожиданно, и осталось чувство недосказанности.
    Несмотря на все недочеты, книга стоит потраченного на нее времени. К сожалению, затронутые в книге проблемы рационального мышления актуальны и по сей день, а увеличивающийся поток информации различного качества усугубляет эту проблему.

    Содержит спойлеры
    30
    693