Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Защита Лужина

Владимир Набоков

  • Аватар пользователя
    ReadGoodBooks10 мая 2020 г.

    Буквально за пару дней я освоила один из самых известных романов Владимира Набокова "Защита Лужина". Что можно рассказать о классике? Какие оценки можно ей поставить? А судьи кто, собственно говоря?))) Не я, уж точно) Поэтому просто поделюсь с вами своими впечатлениями.

    На протяжении всего романа у меня было ощущение, будто Набоков как бы вовлекает нас в процесс написания книги, как в создание некого фокуса или в английскую игру "пузеля"... Кусочки "паззлов" разбросаны по всей книге и читатель не сразу понимает смысл многих фраз, брошенных как бы невзначай. Лишь много позднее их тайные смыслы открываются и проливается свет на все странности и недомолвки.

    Главный герой "Антоша" Лужин страдает тяжелой формой истерии, он болезненный, постоянно простужается и много времени проводит в постели. Он совсем не принимает мир взрослых и иногда очень трогательный. Единственным человеком, в присутствии которого маленький Лужин не чувствовал себя стесненным, было его тётя, при ней проявлялась также затененная сторона его души. Мальчик обладал уникальный даром игрока в шахматы, он был феноменом ("явление странное, несколько уродливое, но обаятельное, как кривые ноги таксы") и вскоре из вундеркинда превратился в Маэстро. Его приглашали играть в Вену, в Будапешт, в Рим. "Слава русского мальчика, уже побившего кое-кого из тех игроков, имена которых попадают в шахматные учебники, неуклонно росла."

    По жизни Лужин шёл "тихими ходами" и даже слова, едва ли обозначающие объяснение в любви к будущей жене, случились однажды таким же образом. Взрослый Лужин все еще исключительно талантливый, но неуклюжий, неопрятный и непривлекательный мужчина со сложными внутренними переживаниями. Он угрюмый, нелюдимый, замкнутый, не замечает мира и не интересуется им. Но несмотря на это "есть в нем что-то, что возвышается и над серой шершавостью его внешнего облика, и над бесплодностью его загадочного гения".

    Самые сильные радости и переживания в жизни ему дарит игра в шахматы: "Сразу какая-то музыкальная буря охватила доску, и Лужин упорно в ней искал нужный ему отчетливый маленький звук, чтобы в свою очередь раздуть его в громовую гармонию. Теперь все на доске дышало жизнью, все сосредоточилось на одном, туже и туже сматывалось; на мгновение полегчало от исчезновения двух фигур, и опять – фуриозо."

    Но перенося правила шахматной игры в жизнь, с ними никак не совпадающую, он понял, что "шахматы были безжалостны, они держали и втягивали его. В этом был ужас, но в этом была и единственная гармония, ибо что есть в мире, кроме шахмат? Туман, неизвестность, небытие…" Его жизнь превращается в шахматную бездну бесконечного перебора ходов, их анализа, как будто жизнь - это картинка-головоломка. Но Лужин выбирает выпасть из игры и сложного многомерного пространства своей жизни навсегда...

    Что можно сказать о книге классика? Высокий выверенный слог, глубокий чарующий психологизм и мастерское разворачивание сюжета, пространства романа и образов героев. Даже не будучи уверенной, что это абсолютно мой автор, я с удовольствием продолжу читать Набокова. А вы?

    6
    247