Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собрание сочинений в десяти томах. Том 9. Человек, который смеётся

Виктор Гюго

  • Аватар пользователя
    Аноним10 мая 2020 г.

    "Я смеюсь - и это значит: я плачу"

    Что такое слог автора? Это его "язык". Что такое хороший слог? А вот на этот вопрос уже не так просто ответить. По-моему, хороший слог - это когда автор в своем произведении доносит до читателя именно то, что хотел донести. Хороший слог - это также когда наслаждаешься уже не самим действием, а тем, КАК оно описано. Так вот, у Виктора Гюго великолепный слог. Читать его описания и рассуждения - одно удовольствие. В книге очень ярко описывается уклад жизни разных слоев общества Англии того времени: здесь и бедность, и бродячая жизнь, и описание королевского двора, обычаев и развлечений. В книге присутствует много сарказма, особенно в рассуждениях о политическом строе Англии, о королевской власти, о безмолвности народа. Если говорить о том, какие сцены мне запомнились больше всего, то это сцена встречи Гуинплена с подвешенным трупом, кораблекрушение, сцена в подземелье тюрьмы и встреча Гуинплена с Джозианой. А чего стоит обличительная речь Гуинплена! Я не совру, если скажу, что в эти моменты у меня захватывало дух.

    Роман наполнен невероятными героями: Гуинплен - самый сложный персонаж, красавица Дея, Урсус с его монологами, верный Гомо, мстительный Баркильфедро, надменная Джозиана и многие другие. Каждого из них можно описывать очень долго.

    Что касается Джозианы, то она появляется перед нами как скучающая, капризная, поверхностная девушка, пытающаяся всех поразить, удивить своими выходками. Она испытывает болезненное влечение ко всему порочному и извращенному, сама говорит, что она чудовище душой, страшная женщина. Гуинплен же при встрече с ней потерял голову, забыл о своей путеводной звезде Дее. Дея была слепа, никогда не видела его уродства и любила его. Джозиана же видела его лицо и все равно сама признавалась в любви, не смотря на их происхождение. Ведь она, знатная, божественно красивая, такая неземная и далекая - признается ему, бродяге, фигляру, в любви и просит встречи! Для Гуинплена это было чудом. "Разве может хоть кто-то зрячий полюбить меня?" - думал он. Его это опьяняло, но он даже не подозревал насколько гадкая и испорченная ее душа. Гуинплен позабыл Дею, его мысли занимала лишь эта женщина. Самое приятное в книгах, на мой взгляд, - это находить в них знакомые мысли, чувства, ситуации. Недаром говорят, что художественная литература как никакая другая позволяет понять человека.

    И все же главная тема в этой книге - это тема народа. Гуинплен, узнав, что он лорд, пэр Англии, решил, что станет гласом народа. Он был уверен в том, что он как никто другой донесет до власти о проблемах, сможет помочь беднякам. Ведь он сам недавно был бедняком, сам еле-еле находил себе пропитание. Он вышел прямиком из бедности, чтобы с ней бороться. Он - образ народа. Не смотря на все его попытки и проникновенную речь на собрании, пэры не стали его слушать, они лишь смеялись, называя его шутом и скоморохом. Гуинплен понял, что дело, которое он затеял, никак не выиграть. Люди всегда будут видеть в нем фигляра с уродливым лицом и не разглядят глубокую нравственность, благородную душу и острый ум. Одна лишь слепая Дея может это видеть. Разве душам нужны глаза? Настоящими же шутами и скоморохами в этой книге является аристократия.

    Великолепный роман, первый, прочитанный мной у Виктора Гюго. Действительно, он очень зрел. Гюго - хорошо образован. В книге очень много лирических отступлений, размышлений об истории, физике, биологии, политике. Сама книга читается очень легко. Тяжелая, мрачная атмосфера поглощает. Центральное место в этом романе занимает не сюжетная линия, а скорее отступления, похожие на публицистический стиль. Именно эти отступления создают нужную атмосферу: социальные проблемы, законы против бедняков и бродяг, торговля людьми, шайки разбойников и т.д. И как контраст - жизнь аристократической Англии. Вот тут-то и понимаешь, что с тех пор по сути ничего не изменилось.

    3
    696