Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Eleanor Oliphant is Completely Fine

Gail Honeyman

  • Аватар пользователя
    Аноним10 мая 2020 г.

    Смузи несбывшихся надежд

    Дебютный роман, большой успех, заявлена экранизация – весомый аргумент, когда несколько месяцев книга не сходит с центрального стеллажа книжных магазинов. Волей-неволей станет любопытно, что ж там такого особенного?! Ведь люди читают, им нравится, а поп-культура часто приносит шедевры, не угасающие веками. Тут явно планируется какой-то разбор полетов, происходящий в современных реалиях. Есть шанс найти ответы на собственные насущные вопросы или даже что-то сверх. И при первом взгляде весьма незамысловатое повествование, немножко английской иронии. Как минимум, должно быть интересно…
    Элеонор Олифант почти тридцать. Она работает в компании, занимающейся графическим дизайном. Нет, нет! Никаких остро заточенных карандашей, мозгового штурма, крутого программного обеспечения, творческого кризиса. Просто офис-менеджер. Уже девять лет. Она в принципе за стабильность: выверенные годами привычки, одни и те же продукты, одна и та же водка в выходные. Кажется, ничего не способно выбить ее из колеи, даже вечные подколы коллег не достигают цели. Просто их мнение ничего не значит для молодой женщины, а вот мнение мамочки очень даже. Каждую среду Элеонор заранее начинает трепетать перед ставшим ритуальным телефонным разговором. В этот раз мамочка особенно должна порадоваться: дочь подготовила тщательный план по завоеванию настоящего принца полностью в ее изыскательном вкусе. Он бы, наверное, затрясся от перспективы блицкрига, если бы знал о существовании плана или хотя бы его автора. Но это недолго исправить: Элеонор готова, почти, ведь она в полном порядке…
    Как говорят открытые источники, идея написания книги возникла у автора, когда она прочитала в какой-то статье о девушке, не выходящей из дома в течение всех выходных. Очень необычная реакция на вполне себе бытовой характер истории. После рабочей недели с поездками в общественном транспорте и общением, если не с клиентами, то, как минимум, с коллегами, желание взаимодействия с кем-либо минимальное. Этого настолько набираешься в течение предыдущих пяти дней, что в ближайшее время отчаянно хочется лежать тюленем, уткнуться в книгу и поглощать припасы съестного. Особенно этим настроениям подвержены одинокие: отсутствие обязанностей перед другими несколько расхолаживает. В таких обстоятельствах произведение просто обязано стать эдаким антропологическим исследованием одиночества с раскопками в глубинах психологических аспектов этого феномена в современном мире. Такие предположения строит наивный читатель. На деле все скатывается в примитивизм с использованием клишированной нарезки из разных жанров. И если доводящая до скрипа зубов мелодраматическая линия еще терпима и имеет право на существование. То вместо психологической драмы тщательного изучения собственной героини на подносе легко и непринужденно вносят максимально неоригинальное объяснение ее истории в духе детективного триллера. Зачем так утрировать, переводя проблему в дичайший абсурд? В современных требованиях к художественным произведениям она требует большей реалистичности в источнике травматичного опыта для помощи людям. И не надо выдумывать какие-то эквилибристские выверты сюжета, превращая реализм в чистой воды фантастику.
    Но, кажется, и примитивное сюжетное решение, напоминающее протирание пыли с полок вместо душного забоя в своих психологических причинно-следственных связях, можно перетерпеть, если герои будут интересные. Еще в аннотации окружающие описываются в восприятии главной героини «непримечательными с примитивными вкусами», что, к сожалению, часто соответствует действительности. Соответственно от нее уже ждешь определенного снобизма в поведении, некоторой оторванности от реальности и весьма эпатажного поведения – вполне себе хипстер, вот только с жаргоном она не дружит, как и с размножающимися по часам гаджетами на любой вкус и цвет. А кажущаяся на первый взгляд иронией и сарказмом манера повествования оказывается просто глупостью и неприспособленностью к жизни. Здесь история приобретает показательную необходимость социализации. Если ты не живешь в лесу, взаимодействовать с людьми приходится постоянно. Именно для облегчения этого процесса и существуют определенные стандарты поведения. Человек просто обязан их знать элементарно для собственного удобства, но при этом имеет полное право их не соблюдать, выражая своим поведением протест или какое-то особенное мнение. Элеонор не знает этих стандартов и напоминает аутиста, от чего попадает в неприятные ситуации. Но это не критично: добрые внимательные люди помогают ей интегрироваться в общество. Вот только в этом процессе она совершенно теряет свою индивидуальность, благодаря которой изначально была замечена. Ее травматичный опыт при определенных усилиях можно было перевести в источник силы или отправную точку для принятия себя, сделав ее особенной. Но вместо желанного для нее освобождения, читатель обнаруживает вход в другую «как у всех» тюрьму, откуда выбраться гораздо сложнее.
    3/10
    Рекомендуется: для расширения словарного запаса.
    Опасно: в меланхоличные выходные с хранящим молчание телефоном

    13
    454