Рецензия на книгу
Фридрих Ницше. Зигмунд Фрейд (аудиокнига MP3)
Стефан Цвейг
Аноним6 мая 2020 г.Кем же был Ницше? Одиноким лузером или гением своего века?
Наверное для многих, трагическая судьба Фридриха Ницше привлекает больше чем его философия. С одной стороны, нам рисуют чуть ли не бога громовержца Зевса, чей взгляд пронизывает небеса и землю, уничтожает ценности и провозглашает смерть бога. С другой стороны - одинокая сутулая фигура, проживающего жизнь в полном одиночестве полной боли и отчаяния.
"Порог переступает неуверенная, сутулая фигура с поникшими плечами, будто полуслепой житель пещеры на ощупь выбирается на свет. Темный, старательно почищенный костюм; заросли волнистого, темных волос; темные глаза, скрытые за толстыми, почти шарообразными стеклами очков. Тихо, даже робко, входит в двери; странное молчание окружает его. Все разоблачает в нем человека, привыкшего жить в тени, далекого от светской общительности, испытывающего почти неврастеничных страх перед каждым громко сказанным словом, перед всяким шумом ".
И вот он снова в маленькой, тесной, неуютной, бедно обставленной chambre garnie; стол завален бесчисленными листьями, заметками, рукописями и корректурами, но нет на нем ни цветов, ни украшений, почти нет даже книг, и лишь изредка встречаются письма. В углу тяжелый, неуклюжый сундук, вмещающий все его имущество - две смены белья и второй, поношенный костюм.
Пятнадцать лет продолжается это странствование с chambre garnie в chambre garnie - неизвестный, неопознанный, им одним только прожитый, ужасный путь в стороне от больших городов, через плохо меблированные комнаты, дешевые пансионы, грязные вагоны железной дороги и постоянные болезни, в то время как на поверхности эпохи до хрипоты горланит пестрая ярмарка наук и искусств.Кант против Ницше.
С одной стороны Цвейг показывает нам Ницше слабым одиноким отшельником. С другой стороны демонстрирует Ницше как великого человека, с величием духа и смелостью противостоять болезни. Также Цвейг описывает Ницше как истинное воплощение Диониса, который всегда находится в бешеном экстазе ощущений.
А где-то недалеко в Германии живет Иммануил Кант (это сравнение автора). Его путь к истине можно обозначить как постоянное восхождение к интеллектуальным вершинам. Но также автор сравнивает и к размеренной семейной жизни.
Этот принцип унаследовали все его духовные сыновья Шеллинг, Фихте, Гегель и Шопенгауэр. Их тяга к философии лишена даже намека на демонизм: это - воля к более высокому порядку, к системе, честная немецкая воля к дисциплине духа, к архитектонической упорядоченности бытия. Здесь нет того античного платоновского эротического запала, а по мнению Цвейга, только семейная жизнь и тяжелая работа.
В Ницше страсть к познанию - продукт совсем другого темперамента, противоположного полюса чувств. Его отношение к истине наполнено демонизмом, трепетная, напоена горячим дыханием, гонимая нервами, любознательный жажда, ничем не удовлетворяется, никогда не иссякает, нигде не останавливается, ни на каком результате, и, получив ответ, нетерпеливо и неудержимо стремится вперед, снова и снова спрашивая.
В конце концов не видит ничего, кроме своей страсти. Поэтому, пора наконец раз и навсегда оставить школьные вопрос: чего хотел Ницше? что думал Ницше? к какой системе, к которому мировоззрения он стремился? Ницше ничего не хотел: в нем наслаждается собой непреодолимая страсть к правде. Он не знает никаких "для чего?": Ницше не думает ни о том, чтобы исправлять или поучать человечество, ни о том, чтобы успокоить его и себя; его экстатическое опьянения мышлением - самоцель, катарсис, вполне своеобразное, индивидуальное и стихийное наслаждение, как любая демоническая страсть.
«Ницше был маяком в воздушной стихии, предгрозовой молнией, большим шумом на горных вершинах, предвещающий бурю в долинах - никто с такой метеорологической точностью не предчувствовал силу будущего катаклизма нашей культуры».Трагедия Фридриха Ницше - монодрама: на сцене своей короткой жизни он сам является единственным действующим лицом. В каждом лавиной ниспадающем акте стоит одинокий борец под грозовым небом своей судьбы; никого нет рядом с ним, никого вокруг него, не видно женщины, смягчала бы своим присутствием напряженную атмосфер
Потому что в эти величайшие мгновения для трагедии Ницше нет ни зрителей, ни слушателей, ни свидетелей в немецком мире.
"Распростертым на улице Турина находят чужие люди самого чужого человека эпохи. Чужие руки переносят его в чужую комнату на Via Carlo Alberto. Нет свидетелей его духовной смерти, как не было свидетелей его духовной жизни. Тьмой окружена его гибель и священной одиночеством. Никем не сопровождаемый, никем не узнанный, погружается светлый гений духа в свою ночь".
Как к человеку, я чувствую к Ницше симпатию и сопереживание. Таки очень сложный путь он прошел, который нам и не снился в страшных кошмарах. Но это его путь и сделанный ним выбор. Свои болезни он лечил сам, потому, что не доверял врачам. Возможно врачи смогли бы ему помочь, и с ним не случилось бы безумия. Его одиночество тоже его выбор. Стоит ли сопереживать человеку, сделавший свой, может и не удачный, выбор?
Его же философия вызывает у меня отторжение. Синтез гениальности и безумия, ужасающие мысли в голове полной болей и бессонницы. Возможно Ницше как футуролог, визионер, действительно хорош, но его философские идеи как минимум сомнительны.
3335