Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собор Парижской Богоматери

Виктор Гюго

  • Аватар пользователя
    Аноним30 января 2012 г.
    (Рецензия содержит спойлеры для тех, кто не имеет никакого представления о содержании книги)

    «Одна из главных целей моих — вдохновить нацию любовью к нашей архитектуре» Виктор Гюго

    Своей цели Гюго следует идеально. Как вступление, надо отметить, что причиной для написания романа стала Июльская революция, прошедшая во Франции в 1831 году, понесшая с собой множественные разрушения. Когда дело дошло до реставрации, власти задумались - модернизация или под снос? Когда стало ясно, что власти склоняются к последнему (не сильно отличаясь разнообразностью решений от современников), Гюго напишет роман, в котором отразит свое увлечение средневековой архитектурой, проявит деятельность по защите исторических памятников и, тем самым, озвучит первый манифест в защиту Собора Парижской Богоматери, ставший одной из первых предпосылок к спасению культового здания.

    Чтобы донести до читателей важность Собора, Гюго начинает свою историю чуть ли не с рождения самого Парижа, медленно сводя все к острову Сите, географическому центру города, где со временем будет воздвигнут Собор Парижской Богоматери - духовное "сердце" Парижа. История оживает у нас на глазах, целые века развития города летят перед глазами, как мгновения. Даже не видя карт, планов и различных упоминаемых конструкций, мы легко представим Собор в красочных описаниях и педантично точных формулировках, а позже свяжем его с действиями романа.


    Хотя произведение известно больше своей трогательной историей любви, которая нашла отражение во многих видах искусства - кинематографе, театре, музыке и т.д., на самом деле этот художественный сюжет в книге занимает больше второй план, выходя вперед только к концу тома, мягко сливаясь с историческими событиями Парижа. Эта хоть и вымышленная, но трагическая история, постепенно раскрывающаяся на страницах книги, по своему актуальна и до наших дней (обобщенно говоря, например, постоянная борьба противоположностей – от добра и зла, красоты и уродства, любви и ненависти и т.д.). Хотя и она не случайна, образы ее героев больше метафоричны (первое, что напрашивается в пример - Квазимодо, ставший именем нарицательным, горбатый звонарь Собора, сочетание физического уродства с душевной красотой, силой духа), но их образы контрастны, ярки и впечатляющие (например, Затворница в башне). Конечно, надо отметить, что весь сюжет "Собора Парижской Богоматери" исполнен в чистых традициях французского романтизма, что во многом объясняет мотивы, поступки и характеры персонажей книги.

    Сюжет на первый взгляд очень прост и даже банален - юная цыганка Эсмеральда пробуждает пылкую любовь у священника Собора Парижской Богоматери, а позже, проявив сочувствие, покоряет сердце отверженного урода Квазимодо. Сама же она не помнит себя от любви, к однажды спасшему ее молодому офицеру Фебу де Шатоперу, который собирается очень выгодно жениться на местной дворянке Флер-де-Лис.
    Здесь любовь рассматривается со всех сторон ее проявлений – как Любовь запутанная в предрассудках, которая, эгоистично не получая своего, губит (Клод Фролло); Любовь верная и покорная, даже унизительная, но упрямо стоящая до конца (Квазимодо); краткий шаг родственной Любви от Ненависти к чужому существу (Гудула); Любовь похотливая, лицемерная (Феб); Любовь дружеская (Гренгуар)… Как многолика Любовь и как бессильна она перед единым лицом Смерти.

    Самой основной трогательной линией безусловно является любовь Квазимодо к Эсмеральде. Не потому что он отказывается ради нее от всего что имел, он борется за нее. Даже изгнанная и преследуемая Эсмеральда, самое презираемое существо в городе, для него она превыше всех в мире, он верно следует за ней, относясь к ней как к богине милостиво посетившей его обитель.
    Меня же покорила сюжетная линия Гудулы и Эсмеральды, которая, своей душевной трогательностью, рвала душу, когда смотришь, как стража вырывает с рук старой женщины молимое годами дитя, что кричишь ей: "Держи крепче! Ну же, держи!!!"... думаю, мои чувства разделят те, кто читал этот шедевр. Эмоционально, эта книга меня выпотрошила.

    Гюго мастерски передал обстановку, он переносит читателя в мир Средневековья, на серые, путаные улочки Парижа, в людскую толпу, в их нравы и культуру – это показатель, как колорит эпохи полностью соблюдается. Но ни одно событие, упомянутое в книге, не пройдет мимо, все герои книги так или иначе будут задействованы в драме на стенах Собора. Каждый герой поведает свою трагедию, свою картину происшедшего и мы увидим притчу жизни каждого из них.

    Как и говорилось раньше, роман верен своей цели и автор успешно маскирует свои послания в главах под описаниями Собора:


    "Собор Парижской Богоматери еще и теперь являет собой благородное и величественное здание. Но каким бы прекрасным собор, дряхлея, ни оставался, нельзя не скорбеть и не возмущаться при виде бесчисленных разрушений и повреждений, которые и годы и люди нанесли почтенному памятнику старины... На челе этого патриарха наших соборов рядом с морщиной неизменно видишь шрам...

    На его руинах можно различить три вида более или менее глубоких разрушений: прежде всего бросаются в глаза те из них, что нанесла рука времени, там и сям неприметно выщербив и покрыв ржавчиной поверхность зданий; затем на них беспорядочно ринулись полчища политических и религиозных смут, - слепых и яростных по своей природе; довершили разрушения моды, все более вычурные и нелепые, сменявшие одна другую при неизбежном упадке зодчества...

    Именно так в течение вот уже двухсот лет поступают с чудесными церквами средневековья. Их увечат как угодно - и изнутри и снаружи. Священник их перекрашивает, архитектор скоблит; потом приходит народ и разрушает их.”


    Вслед за выходом романа, было организовано эффективное движение по реставрации архитектурного наследия готики. Благодарим Вас, Виктор Гюго!
    41
    264