Рецензия на книгу
Дорога в жизнь
Фрида Вигдорова
Аноним29 января 2012 г.Книга эта о реальном человеке - Семене Афанасьевиче Калабалине, директоре детского дома для трудных детей №60, ученике Макаренко. Описанные события происходят в сороковые годы 20 в.
Детство мальчика было трудным, а затем, волею случая, он становится беспризорником.«Родился я в 1903 году, 14 августа, в селе Сулимовке на Полтавщине. Мои родители занимались сельским хозяйством — батрачили, так как земли своей, избы и, вообще, никакого имущества не имели. В связи с тем, что не было своего гнезда, мы часто переезжали из села в село на жительство, а в селе из избы в избу поселялись за отработок.
Себя я помню из села Сторожевого Чутовского района Полтавской области. Уже девятилетним мальчиком я был определён в пастушки к кулаку Сивоволу за три рубля в лето и за первые штанишки в жизни из сурового полотна. На другое лето я был определён пастухом к кулаку Завгороднему в с. Васильевку, — уже за 8 (руб. — прим. ред.), а на третье лето к кулаку Наливко Николаю.
Зимою ходил в церковно-приходскую школу 4-х летку, которую и закончил в 1915 году. В том же году меня свели к помещику Голтвянскому и продали за 40 р. в год; лето — пастухом, а зиму — коровником".
Этот человек, как никто другой, понимает проблемы и думы трудных детей, имеет право преподавать, основываясь на своем личном опыте.Первые две недели Семён ещё жил в огородах села, питаясь чем придётся и, наконец, ушёл в г. Полтаву. Жил в воровских притонах, на кладбище и промышлял карманными и квартирными кражами. Имел около полусотни приводов в полицию и однажды был направлен в колонию для малолетних преступников.
Как можно понять из повести, все эти годы не смогли озлобить Семена или сделать его плохим педагогом. Его методы воспритания достойны восхищения, их можно принять на вооружение и сейчас.
Есть то, что каждый вынесет из этой книги сам для себя, но есть и уроки, которые видны четко.
Во-первых, он всегда относится к беспризорникам, как к обычным, домашним детям, он не делает для них скидок, требуя меньше, не ставит на них крест, "ты, мол, беспризорный, да еще и вор, что с тебя взять", напротив, Калабалин и все педагоги его детского дома многого ждут от ребят - дисциплины, чистоты, трудолюбия, прилежания. Повесть рассказывает нам и о воспитанниках, и далеко не все из них на самом деле умственно-отсталые или совершили преступление. Кто-то по глупости съел школьную выставку овощей, сбежал из дома или остался сиротой. Как же мы сейчас относимся к детям из детских домов? Думаю, не слишком хорошо.
Во-вторых, крайний метод воздействия Семена Афанасьевича, когда уж совсем ничего не помогает - это пристыдить ребенка. Не унизить, не наорать без повода, например, "ты ленивый, ни на что не годишься, ничего из тебя не выйдет". Нет, он давит на честь, совесть, разговаривает как с взрослым. Вот один пример такого разговора.– Если ворует Панин, я понимаю: он темный парень, он не знает лучшей жизни и пока не в состоянии понять ее. А ты – я ведь вижу, – ты грамотен, много читал, ты, изволите ли видеть, сочиняешь шифрованные письма и все время любуешься собой: «Ах, какой я умный, какой независимый, как у меня все красиво получается!» А получается у тебя грязно и подло.
– Я не как Панин… Я никогда ничего не брал у своих… Зачем вы так говорите?..
Это был уже не довод в споре, не слово убеждения – он сбивался, путался, не зная, как же ему теперь снова подняться, когда его так неожиданно и так жестоко сбили с ног.
– Прежде всего я не понимаю, что это значит «свои», «не свои», – оборвал я. – Почему живущие у нас в доме – свои, а те, кто за оградой, – чужие? Для меня все у нас в стране – свои. Для меня любое воровство – воровство, иначе говоря – гнусность и подлость.
– Я никогда ничего не трачу на одного себя… Я раздаю ребятам… – Он еле говорил, у него стучали зубы.
– Ты и раздаешь не бескорыстно. Ты этим покупаешь ребят, чтоб держать их в руках. Вот Жукова любят, Сергея Стеклова любят за них самих. Они никого не покупают. А у тебя за душой ничего нет. У тебя и души нет, ты бездушный, тебе нечем привлечь людей, ты одних обираешь, других покупаешь. Но ты, наверно, и сам заметил – все труднее становится покупать ребят, а? У них появляются другие мысли, другие желания, в них просыпается чувство собственного достоинства. Около тебя пока еще остаются самые темные. Славу думаешь купить? Любовь окружающих? Отвращение и проклятие лучишь – и ничего больше! Украсть три рубля у старухи – какая это слава?
Я все-таки разозлился, и это помогло ему оправиться немного.
– Почему три рубля? Я могу в день приобрести десять тысяч!
– Приобрести! Ограбить кассира? Сделать несчастной целую семью? Нет, ты паразит, червяк. Ты мелкий бахвал, вот и все, Я давным-давно понял это. Понять нетрудно, стоит только посмотреть на тебя. Подумать только, чем ты хвастаешь – что из-за тебя мать состарилась! Ты словечка в простоте не скажешь. Ты даже не в состоянии написать человеческое письмо – непременно сочиняешь шифр. Вокруг тебя люди из грязи подняли восемьдесят ребят, стараются создать им человеческую жизнь, а ты поглядываешь со стороны, поплевываешь, посмеиваешься, чем ты гордишься?
Не уверена, что такое сработало бы сейчас, но в любом случае, эту книгу стоит прочитать не только учителям и родителям, но и любому, кто уважает труд учителя и преподавателя. Повесть прекрасна, кроме того, у нее есть продолжение - "Этой мой дом" и "Черниговка".13273