Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Godfather

Mario Puzo

  • Аватар пользователя
    Аноним1 мая 2020 г.

    Семейная сага или криминальная драма?

    Думаю, мало найдется людей, совсем не знакомых с этим нашумевшим бестселлером Марио Пьюзо, до сих пор лидирующим в разнообразных литературных рейтингах. И даже если вы еще не читали роман, то, наверняка, успели оценить по достоинству не менее знаменитую экранизацию с одноименным названием.

    Чем же так привлекает многочисленных зрителей и читателей история семьи Корлеоне, представляющей собой один из самых могущественных и влиятельнейших мафиозных кланов Нью-Йорка? Прочитав «Крестного отца», я с уверенностью могу ответить на этот вопрос.

    Как ни удивительно, но на страницах романа Марио Пьюзо мафия предстает в глазах читателя вовсе не чем-то глубоко преступным и бессмысленно жестоким, как мы все привыкли думать о ней. Нет, дон Вито Корлеоне, глубокоуважаемый и почитаемый в самых различных слоях общества, выступает перед нами надежным оплотом чести и достоинства, гарантом справедливости и верным защитником семейных ценностей уже с самых первых страниц романа.

    Но это кажущееся поначалу неразрешимым противоречие легко объясняется в одной из частей книги, описывающей историю становления Вито Корлеоне как дона с самого начала его жизненного пути, когда он еще был лишь осиротевшим сицилийским мальчишкой, имеющим крайне скудные средства к существованию. Дон – один из ярчайших представителей «self-made man» - людей, сделавших самих себя, пробившихся в жизни благодаря своим талантам и умениям, беря на себя полную ответственность за собственную судьбу.


    Великими, как известно, не рождаются — великими становятся.

    Также в своем романе автор приоткрывает завесу над истоками зарождения мафии как таковой.


    Первоначально слово "мафия" означало "убежище". Потом оно стало называнием тайной организации, возникшей для противоборства с правителями, которые сотни лет подавляли эту страну и ее народ.

    Таким образом, мафия становится заменой системе государственного правосудия, не способной наказать виновных и восстановить попранную справедливость, что наиболее наглядно проиллюстрировано историей одного из просителей дона – гробовщика Америго Бонасеры, являющейся завязкой повествования.

    Отдельного внимания заслуживает талант автора в части создания живых и колоритных образов героев на страницах книги: Марио Пьюзо - живая иллюстрация всем известной крылатой фразы Чехова: «Краткость – сестра таланта». Несколькими короткими и точными мазками он создает яркий и запоминающийся портрет каждого упомянутого им в ходе повествования персонажа. Перед глазами читателя разворачивается целый калейдоскоп живописных образов – от ключевых фигур повествования – Вито Корлеоне, его сыновей, советника Тома Хейгена до второстепенных персонажей, таких как Люси Манчини, доктор Сегал, Альберт Нери и других, оттеняющих на своем фоне главных героев и способствующих более глубокому раскрытию их характеров во взаимодействии друг с другом.

    Но не обошлось и без ложки дегтя – мне не пришлись по душе чрезмерно патриархальные взгляды писателя. Конечно, ожидать от криминальной драмы тех лет феминистических идей – верх наивности, но слова отца семейства Корлеоне, когда его дочь приходит жаловаться на побои мужа, заставили меня сначала остолбенеть от изумления, а потом взорваться негодованием –


    Иди домой и учись вести себя так, чтобы он тебя не бил.

    Такая вот обратная сторона семейных ценностей дона – не лезть в чужую семью, даже если это семья твоей собственной дочери.

    Кроме того, ответвление сюжета с «ударом грома», настигшим Майкла во время его вынужденной трехлетней отлучки, как по мне, выглядит чересчур сентиментально и напыщенно, выбиваясь из общей картины. Нелогично и неправдоподобно. Хотя, может именно такую цель и преследовал автор, желая показать всю многогранность личности Майкла?

    Но этим маленьким деталям не удалось испортить моего впечатления от прочитанного, ведь Пьюзо создал поистине непревзойденный и совершенно необыкновенный гангстерский роман – без моря крови, жестокости, бесконечных перестрелок и погонь, бандитского сленга. «Крестного отца» даже вполне логично было бы назвать и семейной сагой – так, например, журналист и писатель Петр Вайль поставил роман Пьюзо в один ряд с «Сагой о Форсайтах» Джона Голсуорси.

    Дополнительный бонус: книгу можно буквально растащить на цитаты.


    Самая большая удача, если враг преувеличивает твои недостатки. Но если друг недооценивает твоих достоинств, это еще лучше.

    Месть - это блюдо, которое вкусней всего, когда остынет.

    Предательство нельзя прощать хотя бы потому, что сами предатели никогда себе не простят собственного предательства, а значит, будут всегда опасны – и предадут ещё.

    21
    908