Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Oma lässt grüßen und sagt, es tut ihr leid

Fredrik Backman

  • Аватар пользователя
    Аноним1 мая 2020 г.

    семилетние супергерои

    С третьего раза мне удалось одолеть эту популярную книжку. Первые два раза очень не нравился перевод, никак не могла включиться, но на третий раз пришлось потерпеть. Это не претензия к переводчику, думаю оригинал таков, стиль для меня слишком "негладкий".

    После прочтения у меня не сложилось какого-то четкого представления, не понимаю даже, понравилось мне или нет. Вроде и хорошо, а вроде какой бред."Бред" - это очень субъективная реакция на события, происходящие в книги, экстраполяция личного опыта.
    Книга хорошо написана. История идеально построена и закручена. Великолепные придумки. Внимание к деталям. Правильные вещи. Гарри Поттер. Сильные эмоциональный отклик. Да, я рыдала на финале минут пятнадцать, но, в принципе, это ничего не значит. Сентиментальность - признак жестокости.

    Можно сказать, что книга повторяет сюжет "Убить пересмешника", но до этой книги Бакману как до луны, простите. Мы видим людей и ситуации глазами маленькой, умной девочки, которой по началу всё представляется в черно-белом свете. Постепенно и мы, и девочка, узнаем, что у каждого человека своя история, своя травма, что не бывает черного и белого, что мир очень сложный. Что родители тоже люди. И только бабушка - не просто супергерой, а мега супергерой, супергерой вдвойне. В книге есть и свой Страшила (Монстр), который спасает девочку от нападения. Да, ситуация с нападением, повторяет сюжет "Пересмешника", и кстати, ведь Глазастика зовут - Джин-Луиза, и тут Эльса. На это сходства заканчиваются.

    Разница в том, что нападения на детей в "Пересмешнике" никто не ждал, а у Бакмана только все этого и ждали (и боялись). После смерти бабушки Эльсе приходится самой стать супергероем и прийти всем на помощь: помочь взрослым разобраться с их травмами, помочь им примириться с бабушкой, даже маме. Мама, кстати, один из немногих "нормальных" персонажей в книге, она пытается оградить Эльсу от столкновения с ужасами этого мира, для нее Эльса - маленькая девочка, нуждающаяся в защите, а не слишком умный, надоедливый человек. Но мама беременна и не всегда может прийти на помощь Эльсе.

    Да, все жильцы дома - спасенные когда-то бабушкой - люди, с тяжелой судьбой. Но почему теперь с их проблемами приходится разбираться семилетней девочке? Неудивительно, что любимый персонаж Эльсы - это Гарри Поттер. Но неужели и здесь, чтобы спасти весь мир "мальчик должен умереть"? Зачем заставляет Эльсу повторять судьбу Гарри, ради чего? Бабушка пытается предотвратить несчастье, но почему-то только с того света. Видимо, при жизни ей никогда не приходилось сомневаться в своих силах. Бабушка еще один "нормальный", сложный персонаж.

    И вот мы подходим к моей субъективной оценке. Это очень-очень, невероятно жестокая книга. What's wrong with Sweden? Что там такое в Швеции творится, что общество не способно защитить маленькую девочку, напротив, это семилетняя, умная не по годам Эльса должна спасти всех, подобно героям бабушкиной сказочной страны. Почему абсолютно все, ну кроме бабушки, и Друга, failed her? Оказались не способны оградить ее от попадания в ситуацию, угрожающую ее жизни? Почему, зная, что кругом бродит сумасшедший наркоман, ее родители отпускают ее куда-то одну? Почему полиция следит за домом и церковью, но не способна остановить злодея? Про издевательства в школе я, вообще, молчу. Да, в конце, все наконец объединяются для ее спасения (потому что так просит бабушка в своих письмах), но увы, Эльса все равно сталкивается с преследованием, нападением и невероятным страхом.

    (Это в чем-то напоминает мне ситуацию в "Девушке с татуировкой". Там главную героиню тоже сильно подвела система: трудного подростка можно признать недееспособным, ей можно не помогать, можно поставить крест, можно насиловать опекуну, и всем наплевать, никто даже слушать не хочет, потому что общество уже выплюнуло ее.)

    Я все понимаю. Это история про взросление. Про принятие смерти. Про важность семьи. Когда умирает твой супергерой, ты сам можешь/должен стать супергероем. Более того, каждый из нас уже супергерой, пусть даже на час, пусть даже в мелочах. И я понимаю, что для полноценного превращения сказки в жизнь, т.е. выхода из сказочной бабушкиной страны в реальный мир, необходим настоящий, реальный злодей. Без него концепция взросления, ответственности и смерти не была бы полной. Но я по-прежнему считаю несправедливым, что Бакман to proof the point, подверг семилетнюю девочку таким страданиям. Shit happens, но дети не должны вести войны взрослых.
    Эта история полна прекрасных вещей, одни сказки чего стоят, или растущий шкаф, или кофе с булочками, но мне так жалко Эльсу, что я в целом не могу принять эту книгу. Хоть и написано задорно.

    Содержит спойлеры
    3
    169