Рецензия на книгу
Ключ из желтого металла
Макс Фрай
Аноним25 января 2012 г.Принималась читать эту книгу не один раз, каждый раз – неудачно. Мне нравится далеко не все творчество Макса Фрая, большая часть книг, не связанных с Ехо, откровенно не вдохновили, но чтобы не дочитать совсем – такого еще не случалось. Решив исправить этот досадный момент, я обзавелась аудиокнигой – тут вроде бы волей-неволей дослушаешь до конца. Не тут-то было, часа через полтора я поняла, что все пропустила, потому что книга воспринималась не более чем приятный и ненавязчивый фон. Такая вот загадка. Наконец, я все-таки смогла прислушаться к тексту, хоть это было и непросто. Поэтому, видимо, и впечатления противоречивые.
Плюсы- Автор все еще умеет придумывать ярких и эксцентричных персонажей, даже не знаю, на кого обратить особое внимание, пожалуй, все-таки на органиста и коллекционера ключей Карла и замечательную хозяйку кафе по имени Гражина, которой свойственно «перепрыгивать» через трудные времена. Хороши и разнообразные баечки этих персонажей, в данной книге – рассказы некого Цаплина, представляющие собой новое прочтение классических сказок. Не новый прием, но выполненный мастерски и очень иронично. Да и история про пожилую художницу, отправившуюся рисовать высокогорное растение пуйю, чудо как хороша.
- Городская романтика и мистика тоже отлично удаются автору, но это, все же, не уникальное качество данной книги, в той или иной степени сие свойственно всем произведения автора, поэтому на нем останавливаться не буду.
- Еще один плюс книги – фирменная фраевская жуть, сладкая, сказочная и мимолетная, что ли. Очень люблю данного автора именно за нее. Эпизоды с автобусом, остановившемся неизвестно где, поездом, в котором никогда не настанет утро, неожиданный разворот идеи управляемых снов… То есть совсем не та жуть, которую наводят мастера ужасов, а (парадоксальное словосочетание получается) «позитивный страх». От всего этого и под кровать хочется спрятаться, и по коридору ходить ночью не очень уютно. А если задумаешься, получается, что при случае не отказался бы от такого приключения. Именно ради ощущения легкости бытия, воздушности и сказочности я читаю и, думаю, продолжу читать в дальнейшем книги Фрая. Вопрос только в том, будут ли среди них новые, или придется довольствоваться написаными ранее. Поскольку недостатков, замеченных мною в книге, к сожалению, не меньше, чем достоинств. Итак,
Мину- Практически полное отсутствие сюжета. По началу, я вообще восприняла "Ключ из желтого металла" как пародию на книгу-загадку, уж очень нелепо смотрелась эта суета вокруг старинной двери и ключа. Взрослого «Золотого ключика» откровенно не получилось. По устройству книга больше похожа не на «Буратино», а на «Алису в Стране Чудес»: главный герой перемещается от одного персонажа к другому, сам практически ничего не предпринимая. Цель в виде ключа из желтого металла затмевается процессом поисков.
- Автор повторяется. Для тех, кто читал другие книги Фрая, – все уж слишком предсказуемо: встреча человека с Непостижимым (одно из любимых словечек автора), много мистического транспорта (традиционная «фишка»), главный герой Филипп Карлович – обаятельный раздолбай, очередная реинкарнация сэра Макса. И сам вездесущий Макс, тоже неизвестно зачем засунутый в книгу. Ах, да, опять же – переодевание в женщину, очень схожее с аналогичным моментом в «Путешествии в Кеттари». Самоповторение всегда печально, а самоповторение талантливого писателя (а я считала и считаю Светлану Мартынчик талантливым писателем, несмотря ни на что) – еще печальнее. Не хотелось бы, чтобы она навсегда осталась автором одного, пусть и хорошо продаваемого, сюжета.
- Развязка тоже не порадовала – она несколько простовата, как в совсем уж примитивной детской книге, где все персонажи оказываются под конец «хорошими», и явно «притянута за уши».
Вердикт: в целом книга мне еще нравится, но если я прочитаю еще парочку подобных книг, от Макса Фрая придется отказаться – читать одно и то же из раза в раз мне не хочется. Жаль, его книги скрасили мне не один скучный вечер и долгое время входили в список любимых «кофейных» книг. От «Ключа из желтого металла» осталось ощущение, что вместо настоящего капучино мне подали растворимую бурду…325