Рецензия на книгу
Собака здорова. Рассказы о моей жизни в Советском Союзе
Соня Вестерхольт
Аноним29 апреля 2020 г.Дверь наощупь или Взгляд изнутри
Теплый солнечный день. Уютное европейское кафе. В непринужденной дружеской беседе удивительная женщина рассказывает историю своей молодости. И несмотря на то, что нас разделяют десятилетия, кажется, мы знакомы давно… Такова тональность этой книги: ее не писали, она была рассказана. Более того, рассказана для «других», не имеющих товарного знака «сделано в СССР». Эту книгу не стоит читать тем, кто не готов смеяться над собой и дорожит своим сном (поскольку, ввиду невозможности оторваться, бессонная ночь обеспечена). В блистательном «ожерелье» из 15 рассказов разными гранями отражается причудливо-смешная, трагически-страшная, абсурдно-грустная и счастливо-несчастная советская жизнь. Советская ли? Пожалуй, это истории и о нас, выросших на развалинах коммунистической идеологии (благо почва уже была обильно удобрена соответствующей органикой на букву «г») и продолжающих жить-выживать на постсоветском пространстве. Здесь нет ностальгии, как нет и ненависти (это сильное чувство мелькает лишь единожды: «Все мы, кто не вырос на Западе, привыкли унижаться перед властями – и смертельно ненавидеть их за то, что нам приходится это делать», с. 114). Зато есть невероятное презрение к «системе, помешанной на послушании» (с. 74), к государству, как форме правления и политическому режиму. Оно «струится» между строк, причудливо переплетаясь с трепетным чувством душевной теплоты к близким людям и народу, «повидавшему всякое» (с. 61). Атмосферный флер этой книги отсылает к «Одесским рассказам» И. Бабеля. Ах, этот тонкий еврейский юмор, изящно порхающий между легендарными ленинградскими коммуналками и валютными магазинами «Березка», вечными очередями с невозможностью что-либо купить и жизненной необходимостью достать хоть что-нибудь, коммунистической бесполостью гендерных отношений и остроумными выводами о сексуальной подоплеке русского мата, насмешкой над «всевидящим оком» КГБ (внушающим ужас и страх) и наслаждением «запретными» отношениями с иностранцем. На художественную нить повествования мастерски нанизываются авторские комментарии, анекдоты «к месту», песни-иллюстрации, житейские задачки, письма из личного архива и даже рецепты, а констатирующая фраза из обычного письма «собака здорова» обретает кодовое значение «горизонт чист и бояться нечего» (с. 28). Особый «вкус» текста усиливается стильными иллюстрациями неординарного питерского художника Александра Флоренского. Несколько скабрезным может показаться рассказ «Секс в СССР», но это мимолетное ощущение уносится потоком живого искрометного юмора и тонет в обнаженно искренней тоске об утраченных близких. Именно чувство скоротечности жизни оказывается «базовой нотой» этой книги. К сожалению, принцип цикличности остается неизменным, и история снова повторяется: «Моя любимая родина напоминает порой слепого в запертой комнате, который в панике мечется, пытаясь наощупь найти дверь» (с. 121). В который раз пресловутая «дорога к счастью» оказывается не той, по которой идем, а та – искомая – как обычно, где-то рядом, в параллельном измерении. Эту книгу хочется перечитывать, и, перелистнув последнюю страницу, вновь возвращаться… к разговору с удивительной Соней Вестерхольт.
4332