Рецензия на книгу
The Hunger Games
Suzanne Collins
Аноним24 января 2012 г.В общем-то всё началось с простуды. Когда болеешь, хочется читать что-то лёгкое, про любовь, приключения и другие миры - сказки и фэнтези. Как раз тут-то и подвернулись «Голодные игры», а после пары-тройки противоречивых рецензий и намёков на новую сагу а ля «Сумерки» сдержать любопытство было уже невозможно.
Честно признаюсь, готовилась читать что-то типа сказочки о вампирах, где всё настолько наивно, что само по себе весело, а стиль и язык повествования – ещё один повод как следует посмеяться. Однако уже с первых строк что-то пошло не так:
"Я просыпаюсь и чувствую, что рядом на кровати пусто. Пытаюсь нащупать тело Прим, но под пальцами лишь шершавая обивка матраса. Должно быть, сестренке снились кошмары, и она перебралась к маме. Неудивительно – сегодня День Жатвы".
Что-то в этих словах тронуло. В общем, прочитав начало, я дочитала книжку до конца и ни разу об этом не пожалела - и стиль у автора неплохой, и сюжет, хоть и не оригинальный, но интересный. Естественно, огромное количество читающего народа уже обвинили Коллинз в плагиате, назвав первоисточником её романа «Королевскую битву» Косюна Таками, припомнив и «Повелителя мух» Уильяма Голдинга, и «Рони, дочь разбойника» Астрид Линдгрен, и другие достойные произведения. Ерунда это всё, ребята. Как сказал один мой любимый литературный герой, «жизнь не течет по прямой. Она — как расходящиеся по воде круги. На каждом круге повторяются старые истории, чуть изменившись, но никто этого не замечает. <…> В природе всегда повторяется один и тот же узор. Их на самом деле совсем не много, этих узоров».
И не так уж и важно, что читала и смотрела Коллинз до того, как написала свою историю, намного важнее сама история.без спойлеров дальше не обошлось
Итак перед нами государство Панем, возникшее на землях, когда-то называвшихся Северной Америкой (что совсем не удивительно) после мировой катастрофы. Панем состоит из столицы - Капитолия - и 12-ти дистриктов, подчинённых Капитолию регионов, каждый из которых служит сырьевой базой – в одном добывают уголь, в другом занимаются сельским хозяйством и так далее. Раньше дистриктов было 13, но после вспыхнувшего и подавленного Капитолием бунта, 13-й дистрикт был разгромлен, его города превращены в развалины, а население уничтожено. И чтобы у остальных дистриктов не возникало даже мысли о проявлении недовольства политикой Капитолия, им в назидание и в память о делах 75-летней давности были придуманы голодные игры. Каждый год путём жеребьёвки от каждого дистрикта выбирают юношу и девушку в возрасте от 12-ти до 18-лет, которым предстоит оказаться на «арене» и под пристальным вниманием множества видеокамер в формате реалити-шоу убивать друг друга, потому что победить, то есть выжить, должен только один.
В рамках современного подросткового романа Сьюзен Коллинз удаётся провести непростой разговор о тоталитарном государстве, показать, во что могут превратить народ правители, наделённые абсолютной властью. Это не рассуждения о преимуществах и недостатках вечной жизни вампиров Стефании Майер, это на самом деле интересная и достойная внимания тема.
Немалое место уделено в романе и проблеме социального неравенства, причём не только на уровне сравнения жителей Капитолия и дистриктов, но и в плоскости одного отдельного региона. Так, даже главные герои «Голодных игр» - Китнис и Пит – принадлежат к разным социальным слоям, впрочем, их неравенство сохраняется только до прибытия в Капитолий.При описании самих игр Коллинз практически не выходит за рамки дозволенного – кровавых фонтанов там нет, но и того, что есть, достаточно, чтобы удерживать читателя в напряжении.
Хотелось, правда, взглянуть на игры не только глазами Китнис, но и Пита например, однако у Коллинз повествование ведётся только от лица главной героини. Мне это всё-таки показалось недостатком.Не понравилась и намеченная (видимо на следующие два романа) тема вечного любовного треугольника: он любит её, а она влюблена в другого, который вообще не при делах. Но то, как выражена любовная линия в «Голодных играх», приятно порадовало – потому что её здесь практически нет. Героиня не любит, она лишь спасает свою жизнь и жизнь мальчика, когда-то давшего ей хлеб, ей некогда разбираться в своих чувствах, её цель – выжить самой и помочь выжить другу, которому она обязана не только своей жизнью, но и жизнью сестры и матери.
Зато здесь достаточно дружбы наперекор всему, самопожертвования, горечи и надежд. А с учётом того, что всё это написано хорошим и в то же время понятным языком, а сюжет и динамичен, и лиричен одновременно – получился классный фантастический роман, который не стыдно читать.
1870