Рецензия на книгу
Жизнь и творчество композитора Фолтына
Карел Чапек
Аноним28 апреля 2020 г.Лампомоб 2020: 4/12
Небольшая, но весьма занятная книга. Необычная по своей структуре и очень, очень хорошо написанная. Текст - и его перевод! - великолепный, язык очень живой, образный, богатый. При этом рассказчиками в каждой главе выступают разные люди - и у каждого из них своя индивидуальная интонация.
Принимая книгу в Лампомобе, я не стала вникать подробно в её содержание, поэтому для меня явилась достаточно неожиданностью личность главного героя. Я-то готовилась прочитать роман, являющийся подобием традиционной биографии, думала, что в центре его будет истинно творческая натура. Оказалось же, что Чапеку захотелось вывести героя совершенно иного толка - бездарного, насквозь фальшивого самозванца, который всю жизнь морочил голову не только людям, но и себе самому.
Хотя Чапек не успел дописать роман, судьба Фолтына вполне складывается и по законченным главам, а насчёт финала его жизни нет никаких сомнений, поскольку, хотя автор и не закончил часть глав, но конец своего героя успел прописать ещё в первой половине книги. Огромное спасибо следует сказать жене Чапека, Ольге Шенпфлуговой, написавшей послесловие в том же ключе, которое стало достойным окончанием незаконченной книги.
А я, дочитав до последней страницы, задумалась вот о чём. В литературных произведениях 19-го - начала-середины 20 века немало вот таких персонажей - назовём их насквозь прогнившими. Эти люди с самого юного возраста проявляют дурные наклонности, тяжёлый характер, низкие моральные качества и тому подобное. Чаще всего такие персонажи становятся антагонистами, противодействующими главным героям, но иногда - как вот здесь, например - они могут стать и центром повествования.
А в современной литературе чем дальше, тем меньше подобных героев. То, что раньше было совершенно нормальным в литературе, а именно - выводить отрицательных героев безусловно отрицательными, встречается всё реже. Мне кажется, подобная тенденция лишний раз доказывает, что человечество всё-таки очень заметно продвинулось по пути гуманистичности. Люди всё чаще видят в других людях личности - а не роли и маски.
6285