Рецензия на книгу
Приглашение на казнь
Владимир Набоков
manic_jason27 апреля 2020 г.Многогранность смыслов делает «Приглашение на казнь» уникальным романом, занявшим видное место среди шедевров мировой литературы.
Роман «Приглашение на казнь» опубликован в 1936 году. Владимир Набоков, считает это произведение одним из лучших в своем творчестве
О содержанииАнтиутопия открывает читателю мир Цинцинната Ц., приговоренного к казни из-за «гносеологической гнусности». Он «непрозрачен», непонятен обществу, опасен. Ожидая исполнения приговора, герой обязан терпеть странности мира и людей-кукол, его населяющих. В финале автор разрушает фальшивый мир, а героя отправляет туда, «где, судя по голосам, стояли существа, подобные ему».
Поэтичность романа
Роман сложен для понимания, но в этом его прелесть. Такой эффект достигается за счет наполнения прозаического произведения средствами, характерными для поэзии. Так, к примеру, оксюморон «официальный друг» или олицетворение «вмешались часы», или огромное количество сравнений, как «ставил ноги, вроде ребенка, только что научившегося ступать», «карандаш, длинный, как жизнь любого человека, кроме Цинцинната» заставляют читателя размышлять, часто прерывая чтение и возвращаясь на несколько строк назад, чтобы переосмыслить фразу.
Мир произведенияПоэтические приемы вплетены в содержание, требующее особого подхода к его интерпретации. Цинциннат окружен странными физически, уродливыми духовно куклами-персонажами. Это и обстоятельный тюремщик Родион, у которого «скрипели ржавые суставы», и Родриг Иванович, усердный и подчеркнуто обходительный директор, чьё «без любви выбранное лицо, с жирными желтыми щеками и несколько устарелой системой морщин, было условно оживлено двумя, и только двумя, выкаченными глазами», и бесполезный адвокат Роман, неспособный защитить подопечного, ведь «его крашенное лицо с синими бровями и длинной заячьей губой не выражало особого движения мысли». Герои веселы, красноречивы, они бросают ненужные реплики, будто насмехаясь над участью Цинцинната, не принимая всерьез ни заключенного, ни его душевных мук. Осужденный замечает:
Я окружен какими-то убогими призраками, а не людьми. Меня они терзают, как могут терзать только бессмысленные видения, дурные сны, отбросы бреда, шваль кошмаров.Узник страдает так, что «душа зарылась в подушку», но сочувствия ни у кого не вызывает. Даже возлюбленная заключенного Марфинька равнодушна, хотя он не требует любви, лишь сопереживания.
При этом к Цинциннату относятся хорошо: кормят, развлекают, а, согласно правилам для заключенных, разрешают даже «петь, плясать и шутить со стражниками». Когда его знакомят с «соузником» Пьером, директор корит Цинцинната за молчание и отчужденность:
Книжку бы отложили...ведь у вас гость сидит.Куклы не дают герою остаться одному, погрузиться в мысли, осмыслить себя.
Вся напускная веселость в преддверии казни угнетает Цинцинната сильнее, чем близкая гибель, ведь он ждет проявления человечности от окружающих. И лишь со временем осужденный замечает фальшивость мира, игру кукол. Поэтому о себе он пишет:
Я не простой…я тот, кто жив среди вас.О театральности автор заявляет, используя слова «кукла» «сцена», «занавес». Эпизод свидания Цинцинната и Марфиньки, где присутствуют все ее родственники и ухажер, а в камере появляется мебель и «даже отдельные части стен», напоминает натуральные подмостки с полагающимися декорациями.
Освобождение героя
Настоящими в романе остаются заключенный и бабочка, напугавшая Родиона:
…сидела она, спящая, распластав зрячие крылья…Этот маленький символ свободы помогает герою лучше осознать происходящее, и уже в финале книги разрушить, развеять фальшивый мир.
В Цинциннате Набоков словно воплотил идею об авторе, порабощенном своими персонажами. Проживая какое-то время в иллюзии, он должен освободиться, вернуться в реальность. В то же время, образ Цинцинната восходит к гоголевскому «маленькому человеку», угнетаемому и бесправному, живущему по правилам других людей.
27904