Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Что скрывал покойник

Луиза Пенни

  • Аватар пользователя
    Аноним26 апреля 2020 г.

    Совершенно очаровательный детектив. Несмотря на то, что в основе преступления лежит убийство тихой, доброй и светлой пожилой женщины, что само по себе нисколько не очаровательно, однако Луиза Пенни создала потрясающую атмосферу деревенской пасторали — покоя и умиротворения, где за спокойными и непримечательными фасадами кипят самые настоящие страсти. Тому способствует мягкий, легкий слог автора, живые и разнохарактерные персонажи, чьи диалоги читаются с живостью и легкостью, и которые ничуть не надуманы и не наиграны.
    Персонажи также вызывают приятные, теплые чувства. По мере приближения к концу возникает вполне определенное ощущение, что вы уже давно знакомы и со старшим инспектором, проницательным и по-отечески «уютным» Гамашем, и с его помощником, преданным и честным Жаном Ги, и с циничной грубой Рут, и со странноватой и в то же время гениальной Кларой, и с умной доброй Мирной, и со своеобразной парочкой Оливье/Габри.
    К слову... еще когда я читала «Приют» Мэделин Ру, я задалась вопросом, зачем вводить в повествование персонажа-гея. Что это, дань моде или демонстрация собственной толерантности? Мол, смотрите, у нас есть гей, вау.... Где-то, возможно, это действительно поддавки с современными тенденциями шокировать окружающих, а также неприкрытая пусть не пропаганда, но навязывание стереотипов, потому что геи сейчас — это не оригинально. И лесбиянки. Потому что их стало слишком много. Однако здесь, в этой умиротворенной, тихой деревне Три Сосны, где никогда не происходило ничего сверхъестественного или из ряда вон выходящего (по крайней мере до тех пор, как Оливье и Габри не закидали утиным пометом), автор ответила на этот вопрос. Она не акцентировала на них чрезмерное внимание. Она не пыталась изобразить их чрезмерно привлекательными, эксплуатируя их гомосексуальность. Она изобразила их простыми людьми, которые знают, что они не такие, как все. И которые подверглись гонениям за это. Они не святые, у них есть свои грешки и недостатки, однако при всем при этом и Оливье, и Габри произвели впечатление тех людей, которые, проявив в чем-то капризность, но полное отсутствие жеманства, вызывают не отвращение, а сочувствие. И это еще одно достоинство книги.

    Детективная линия также хороша. Стоило бы написать о ней в первую очередь, так как это все же детектив, однако что сюжет, что герои одинаково хороши (за редким исключением), и рассматривать их можно в какой угодно последовательности.
    Так вот, сюжетная линия мне тоже понравилась. Здесь не было сумасшедшей динамики, как это бывает в книгах Герритсен, Гранже, Дивера и иже с ними. Да, «Убийственно тихая жизнь» написана полностью в духе Агаты Кристи. Конечно, здесь нет вездесущей мисс Марпл и нигде не мелькает знаменитый бельгийский сыщик Эркюль Пуаро, однако их вполне успешно заменили Клара Морроу и Арман Гамаш. Соответственно, и повествование движется так же: убийственно тихо, неспешно, плавно. Оно похоже на ниточку из клубка, которая по мере разматывания приводит нас к самой сердцевине преступления. И да, я подозревала совсем другого персонажа, нежели тот, кто в итоге и оказался убийцей. Хотя все вполне логично раскрылось и объяснилось, однако все же мне чего-то не хватило, чтобы самой все «раскрыть» :)
    И это еще одна грань удовольствия, которую я получила по мере прочтения. Так как читая, я сама участвовала в расследовании: я выдвигала гипотезы, делала предположения, подозревала и... усвоила все четыре специальные фразы Армана Гамаша.

    Главным недостатком, точнее, персонажем, который мне совершенно не понравился, оказалась Николь. Самоуверенная, самонадеянная, самодовольная и эгоистичная девушка — совсем не такой она представлялась в самых первых главах. И мне очень жаль, что она так и не смогла понять, что это она была неправа, а не Гамаш. Легче всего свалить свою вину на кого-то другого, взяв самоотвод и считая себя жертвой. Не знаю, как сложится ее дальнейшая судьба, однако мне бы не хотелось больше про нее читать. Хотя должна отметить, что великое мастерство писателя создавать таких персонажей, которые вызывают вполне конкретные чувства вроде неприязни или чего похлеще, которые будут основываться на вполне реальных человеческих качествах. Я считаю это высшим пилотажем.

    И еще одно слово об обложке — она прекрасно подходит как к названию книги, так и к ее содержанию. Потому что ничто лучше не подходит к убийственно тихой жизни, как мягкая и светлая пастораль.

    Таким образом, я очень рада, что рискнула и познакомилась с новым для себя автором. Язык, персонажи, сюжет были настолько хороши, что я с огромным удовольствием снова встречусь с Арманом Гамашем и вернусь вместе с ним в Три Сосны. Интересно же узнать, что будет дальше?

    7
    188