Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Реликт

Линкольн Чайлд, Дуглас Престон

  • Аватар пользователя
    Аноним25 апреля 2020 г.

    Честно, меня всегда смущали странные имена героев, приключения которых растянуты на огромное множество томов. Линкольн Райм, Гарри Дрезден, теперь вот Алоизий Пендергаст... Впрочем, на поверку сами книги оказываются потрясающими фрагментами эпического полотна, созданного в рамках авторской вселенной, а сами герои — образчиками того, кто на самом деле должен стоять на страже нашей безопасности с тем, чтобы в конце концов хоть кто-то да выжил.
    Впрочем,не будучи ознакомленной с совместным творчеством Дугласа Престона и Линкольна Чайлда, с сольными творениями собственно Чайлда я была знакома на примере его романа «Из глубины», который тоже по сути является серией приключений некоего Джереми Логана, которого было слишком мало в первой книги, чтобы составить о нем какое-то конкретное впечатление. Но даже этого, а также держащей в невероятном напряжении атмосферы подводной лаборатории плюс грамотно разработанной научной составляющей, обильно сдобренной соусом фантастики, хватило, чтобы у меня возникло желание попробовать почитать что-нибудь из их с Престоном творческого тандема.

    «Реликт» - первая книга серии о специальном агенте ФБР Алоизии Пендергасте. Попала она в мои руки совершенно случайно, так как книги этой серии уже давно не переиздаются.
    Что сказать собственно о самой книге?.. Она потрясающая. Сюжет — словно типичный фильм ужасов об огромном музее, в котором прячется никем доселе невиданный Музейный Зверь, который в определенный момент выбирается из подвалов и начинает убивать посетителей, охрану и припозднившихся сотрудников музея. В такие моменты, я чувствую себя искательницей жемчуга, потому что обнаружение таких вот «жемчужин» в жанре «ужасы» и «триллер» сокровищу подобны. Потому что «страшно аж жуть».
    По сути, мало просто описать убийства. Нужно сделать это так, чтобы реально зацепило, чтобы поджилки затряслись, а во рту стало сухо. Может, я просто впечатлительная, а может, книга и вправду цепляющая, но в конце первой из трех частей романа я была уверена, что построила не просто кирпичный завод, а целый кирпичный комплекс! Нагнетающаяся атмосфера страха и ужаса прописана очень увлекательно и убедительно, создавая местами эффект присутствия, как это получилось на выставке «Суеверия», куда забрела Марго. Персонажей много, при этом каждый из них несет какую-то свою функцию, исполняет какую-то свою вполне конкретную роль, необходимую для развития сюжета.

    Несмотря на то, что Пендергаста было хоть и немало, но все же не так много, как Марго или Смитбека, он прекрасно подходит на роль главного героя: загадочный, привлекательный, он производит впечатление человека, у которого даже в чистой колоде найдется пара лишних крапленых тузов. Не в том смысле, что он нечист на руку, а то и способен на какую-нибудь подлость, но он находчив и предусмотрителен, и мне кажется, может быть готов абсолютно к любой ситуации. В противовес ему — Винсент д'Агоста. Грубоватый, суровый нью-йоркский коп, который на все про все имеет свое мнение, но при этом обладает довольно приличным кругозором с тем, чтобы не мыслить узко, как, к примеру, то же агент Коффи, а уметь сопоставлять и приспосабливаться к любой обстановке и любым ситуациям. По-моему, у них с Пендергастом сложилась неплохая команда и, думаю, последующие книги серии это только подтвердят.

    Основная же интрига... Она интересна. Интересна тем, что при всей своей фантастичности она не кажется слишком надуманной или притянутой за уши. Она убедительна, насколько может быть убедительной фантастическая история, точнее даже древняя легенда о сыне Зилашки — Мбвуне, который был подарен своим отцом племени котога, дабы устрашать их врагов. К слову, легенда получилась на диво правдоподобной и ужасно кровавой, мне понравилось. И я особенно рада, что это авторский вымысел, потому как сама по себе идея подобных жертвоприношений слишком уж жуткая.
    Что касается последней теории Кавакиты насчет Уиттлси... я согласна. У меня такая мысль появилась, когда Катберт сказал о печали в его глазах. Все же доля истины открылась ему, хоть и слишком дорогой ценой.
    Вообще все герои получились в той или иной степени интересными: Смитбек, Мориарти, Рикмен, Райт, Катберт, которые были хоть и стереотипными представителями злобного высшего руководства, однако были прописаны не картонно, а похоже на реальных людей.
    Конечно, может показаться, что Пендергаст в итоге слишком легко одолел Музейного зверя, однако... это вам не «Коммандос» и базука была бы явно лишней. И потом, героям и без того слишком много пришлось пережить потрясений, ужасов и потерь, чтобы заставить их еще дольше бороться с этим существом.
    Что касается финала, то он мощный. Только я говорю не про тот финал, в котором герои, убившие монстра, собрались вместе, подытожили пережитое и покушали тортик. Я про самый финал, в котором один из персонажей решил поиграть с высшими силами, возомнив себя пупом Земли. Оговорюсь сразу, эта открытая концовка такова, что хочется непременно заглянуть в будущее и узнать, какой же «волокноапокалипсис» приготовил для нас этот амбициозный ученый, однако она не оставила чувства неудовлетворенности таким поворотом сюжета. В конце концов, дураков в этой истории нет, точнее, есть, но их не так уж много на квадратный метр. Есть люди злые, есть трусливые, есть чрезмерно амбициозные, но при этом неглупые. Поэтому масштаб далеко идущих планов воистину поражает.

    Не знаю, связан ли сюжетно «Реликварий» с «Реликтом», но обязательно прочитаю и его и, пожалуй, все последующие книги серии. Уж очень мне «зашло».

    4
    327