Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Возлюби ближнего своего

Эрих Мария Ремарк

  • Аватар пользователя
    Аноним25 апреля 2020 г.

    "Да здравствует уничтожение индивидуальности! У древних греков способность мыслить считалась высоким даром. Затем она стала счастьем. Позже - болезнью. Сегодня она преступление..."

    В реплике одного из второстепенных героев, я увидела идею всего творчества Ремарка в целом - в том числе и романа "Возлюби ближнего своего". Звучит она так:"Мир на грани, он ломается, появляется новый мир, где человек со своим единичным сознанием уже мало кому нужен." Именно в такую эпоху, существующую в контексте бесчеловечных поступков, самое время говорить о человечности - что и делает Ремарк во всех своих произведениях. По крайней мере в тех, с которыми я знакома.
    "Возлюби ближнего" разделен на две части. Налицо четкий литературный прием, которыми автор не очень часто баловал своих читателей. Речь идёт о цикличном повторении сюжета. Наиболее яркой деталью, которая выражает этот прием, стал диалог о жареной курочке. Через такие детали в данном приеме, он рассказывает о вечной идее цикличности жизни.
    Несмотря на серьезность основной ремарковской темы - жизни эмигрантов в эпоху жесточайшей всемирной войны, этот роман в известной степени комичен. Во всяком случае, он обильно снабжен забавными деталями, и это очень важно для эмигранта (который был основной целевой аудиторией Ремарка) - ведь не может же человек вечно жить одними страданиями. Так что "Возлюби ближнего своего" кажется неким манифестом человеческого самоспасения.
    Поговорим о диалогах. Здесь они очень эффектные, в том смысле, что автор вложил в уста героев довольно объемные рассуждения в максимально концентрированном виде - ведь времени у эмигранта в обрез. Все самое важное нужно успеть именно сегодня - завтра может и не настать.
    В книге есть эпизод, где мать пишет последнее письмо своему сыну и рассказывает в нем о песочном пироге, который она испекла. Немного пересушеном, но ведь таким он и должен быть. Казалось бы, это последнее, о чем вообще можно говорить в подобных обстоятельствах. И в этой сцене весь роман, как на тарелочке (с пирогом =)). Ведь Ремарк уходит от самых очевидных вещей своей эпохи, о которых говорят все и насыщает текст обычными повседневными деталями, как будто бы у эмигранта они действительно могут быть.

    4
    338