Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Мальчик в полосатой пижаме

Джон Бойн

  • Аватар пользователя
    tanusha_book25 апреля 2020 г.

    Эта книга могла бы называться "Вот что бывает, когда родители не говорят детям правду".

    Редко так бывает, что после просмотра современного фильма мне хочется читать книгу, по которой его снимали. Потому что качество современной литературы таково, что тратить время на одно и то же произведение дважды совсем не хочется. Но так как фильм меня оставил в некотором недоумении, практически сразу я принялась за книгу. Надо сказать, что фильм и книга абсолютно разные. И хотя ты всё равно до конца не можешь поверить в происходящее, те вещи, в которые ты не можешь поверить, – разные.

    Книга построена так, что почти всю историю мы видим глазами Бруно. В книге Бруно на один год больше чем в фильме, ему девять. Перед читателем Бруно предстаёт абсолютно чистым, светлым, не знающим и неведающим ВООБЩЕ НИЧЕГО. Его сестра, которая на три года старше брата, в курсе происходящего, она даже вешает на стену карту и каждый день, сверяясь с газетой, двигает по ней булавки. Но как так? Мальчик вроде здоровый, не умственно отсталый, ходил в школу в Берлине, сын военного, и вообще ничего-ничего не знает. И даже особо не прилагает усилий, чтобы узнать. Почему он не задаёт вопросы родителям вполне понятно - от греха подальше. Почему родители ему ничего не рассказывают – эту тему можно обсуждать бесконечно и при этом не прийти хоть к какому-то консенсусу. Но Бруно же умеет читать, он же может взять газету у сестры и хоть раз, ради интереса, заглянуть туда, хотя бы для того, чтобы понять смысл булавок на карте!!!

    В фильме, на мой взгляд, герой больше осведомлен, больше вопросов задаёт. И сцена с фильмом о лагере, которой нет в книге, всё-таки вселяет в Бруно некую толику уверенности в том, что его папа не делает ничего плохого, поэтому он отправляется в спасательную операцию и только за оградой понимает, что всё совсем не так. В книге же Бруно направляется именно в исследовательскую экспедицию (спасательная операция – это её часть), ведь как он уедет даже не узнав, что за оградой.

    В фильме конец более трагичен, драматичен, эмоционален, как яркая вспышка. В книге же финал растягивается. И остаётся непонятным и для Бруно, и для его родителей. Лишь папа через год, наконец, придёт к страшному логическому заключению. А, возможно, просто настанет время, когда он сможет его для себя принять.

    В фильме папе ты не веришь. Папу играет актёр Дэвид Тьюлис, тот самый, который играл Римуса Люпина. У него такой добрый и нежный взгляд, что невозможно поверить, что он взял и согласился отправиться комендантом в концентрационный лагерь, в любой. (В фильме название не упоминается). Ты скорее поверишь, что он отослал лейтенанта Котлера из-за того, что тот убил Павла, чем из-за того, что лейтенант не донёс на своего отца. Как будто папа не до конца знал в чем будет заключаться его работа. Он пытается проявлять твёрдость, жёсткость, но не верит сам себе и не совсем понимает, как должен себя вести.

    Могла ли вообще эта история произойти на самом деле? В фильме она подана очень не реалистично. Вроде как Шмуэль строит вместе с другими какой-то объект. Но отходит от них в сторону и сидит возле проволоки, и тут появляется Бруно. Серьёзно? Никого не удивляет его появление? Бруно видит людей в отдалении, а они его нет? А дозорные? Разве их никто не охраняет? Ну а когда 8-летний мальчик делает подкоп, причём на вполне открытой местности, - это вообще за гранью реальности.

    В книге ситуация хотя бы пытается быть правдоподобной. Бруно встречает Шмуэля где-то на отшибе, где никого нет. Они ни во что не играют, они просто беседуют, и для Бруно это самая удивительная дружба в его жизни.

    Фильм и книга, хоть и имеют единую основу, в итоге превратились в совершенно самостоятельные произведения, несущие абсолютно разные посылы.

    Книга - она для детей. Это детская книга для ровесников Бруно и Шмуэля, которые, вероятно, пока также не имеют никакого представления о том времени. Возможно, задавшись вопросами после прочтения, они смогут понять её смысл. Главное чтобы они, в отличие от Бруно, получили ответы на вопросы, которые у них возникнут.

    Для меня абсолютно удивительно, почему на книге при этом написано 16+? Она действительно детская, даже в википедии на странице автора она помещена в раздел детских книг. И Финал в книге воспринимается абсолютно по-другому, нежели в фильме, где из него сделали главную драматическую составляющую.

    Фильм получился для семейного просмотра, причём с рейтингом 12+. (Я бы рейтинги поменяла местами). В фильме мы можем наблюдать всю семью, мысли, чувства, характеры всех персонажей. Из книги мы не можем до конца их для себя раскрыть, ведь они показаны исключительно с одного ракурса, глазами Бруно. Фильм же их нам раскрыл, не совсем такими, конечно, какими их задумывал писатель, потому что Бруно в книге всё-таки видел своего папу абсолютно другим. С другой стороны, в фильме нам открыли маму. Замечательная Вера Фармига сыграла очень яркого персонажа, в книге же мама проходит почти незаметно, её там даже не называют по имени. Акценты в фильме расставили таким образом, что получилась не только история Бруно, как это было в книге, но и его семьи. То есть история стала такой, что должна быть интересна всем членам семьи. Но мне книга понравилась больше. Здесь всегда можно сослаться на то, что это детская книга, поэтому странности и огрехи в ней вполне допустимы. Но то, что прощается детской книги, не может прощаться фильму, выпущенному в широкий прокат, тем более если учесть, что то, что вызывает недовольство в фильме, в книге отсутствовало.

    9
    430