Рецензия на книгу
Great Gatsby
Ф. С. Фитцджеральд
flahertie20 января 2012 г.Я люблю язык Фицджеральда и люблю его манеру писать этим таким милым языком о таких ужасных вещах. Мне нравились его персонажи в тех двух романах, которые я уже прочитала ("Ночь нежна" и "По эту сторону рая"), нереальные и будто слишком сильно "отретушированные", как фарфоровые лакированные куклы. Этот роман тянулся ниточкой за "Праздником, который всегда с тобой" Хемингуэя, бежал, как хвост за собакой. Прочитать "Праздник..." и не прочитать "Великого Гэтсби" и "И восходит солнце" было невозможно. Хемингуэй хвалит "Великого Гэтсби". А мне вот не понравилось.
Я не люблю одномерные миры, а эта книга, по сути, всего лишь моделька отношений в определённой плоскости. При чём плоскость эта уже устарела, как тот фокстрот. Одномерен нарратор, исполняющий роль безэмоционального наблюдателя, одномерны девушки - то ли любящие, то ли нет, и отличные друг от друга только по утилитарным шкалам веса, пошлости и шумности. Даже Гэтсби, великий интриган, великий романтик и великий сумасшедший, символ своего времени и модель человека своего времени, даже Джей Гэстби показался мне каким-то одномерным. Он только любит - и больше ничего на свете. У него нет никаких больше интересов, кроме одной-единственной придуманной женщины! Художественная литература, претендующая на подобие реальности, не должна быть настолько абстрактной, это противоречит законам жанра.
Наверное, Фицджеральд приедается, и в ближайшие пару лет мне больше не следует читать его произведения. Мягкость и красота слога уже не впечатляют, а одно-мерные, -типные, -сторонние персонажи начинают раздражать.
1130