Рецензия на книгу
Портрет Дориана Грея
Оскар Уайльд
Kassia20 января 2012 г.Интересный роман, но если пересказать вкратце его сюжет, то это книга про трех дураков.
Один - творческий дурак, которому для искусства зачем-то понадобился "идеал" в виде юноши бледного... ну, хорошо, не бледного, а красивого и невинного, но все-таки эта идея представляется мне довольно глупой. Если творец не может творить шедевры без костыля в виде чьего-то красивого лица, то он не настоящий художник.
Второй - старый дурак, который изобрел якобы новую мораль, которая состоит в ее полном отсутствии и в довольно сомнительной идее, что цель жизни - безудержное наслаждение всем подряд. При этом он сыплет сентенциями вроде:
Совесть - официальное название трусости.
Люди интересуют меня больше, чем их принципы. А интереснее всего люди без принципов.
Красивые грехи, как и красивые вещи - привилегия богатых.
Сначала это еще кажется если не новым и интересным, то, по крайней мере, нравится дерзостью формулировок. Но очень быстро наскучивает. Тем более, что и жизнь у этого новоявленного учителя жизни не сказать, чтоб очень интересна и привлекательна: обеды, да вечера, да флирт, да опера и сплетни. Словом, фи, как банально.Третий - молодой дурак, который, наслушавшись второго, внезапно заявил, что продал бы душу за вечную молодость. Ну, дьявол, как водится, его услышал. Дальше герой живет во всевозможных пороках и грехах, продолжая блистать красотой и невинностью лица. Пробует разные пороки, совращает с пути истинного других людей, в конце концов доходит и до убийства (я, кстати, заранее догадалась, что этим его встреча с другом и кончится). Наконец, ему это надоедает - еще бы! Я вот только очень была удивлена, что ему не надоело это уже через год-два такой жизни. Скажите, пожалуйста, какая интересная, увлекательная, насыщенная жизнь - разврат да опиум! И ради этого ему нужна была вечная молодость? Экая беспросветная глупость. Все остальное, чем он занимался - коллекционирование и пр. - вечной молодости не требует. А это его восхищение перед антигероями прошлого вроде Калигулы мне вовсе непонятно: что привлекательного в такой жизни? Я бы еще понимала желание жить вечно ради творчества или хоть науки. Но ради женщин и опия? Какая бедная фантазия!
Потом он пытается раскаяться - безуспешно, однако, и все кончается плохо. Из троих дураков остается жить и благоденствовать только старый, сожалея о том, что не имеет вечной молодости. (На месте автора я бы, пожалуй, пожалела Дориана и передала его молодость сэру Генри - нехай бы познал, каково это! Но вот незадача - у сэра Генри не было портрета, так что пришлось расплачиваться одному молодому дураку.) Таким образом, в сущности, никакие злодеяния не наказаны, а герой, даже если и был "проклят" за гордыню в начале, не смог что-то исправить в конце, хотя вроде как и хотел. Таким образом, вселенная романа выглядит абсолютно безнадежно, и он мне под конец как-то разонравился. Конечно, это притча и все такое, но под конец не покидает ощущение, что все карты остались в руках старого дурака. Обидно.
560