Рецензия на книгу
Ярмарка тщеславия
Уильям Теккерей
Аноним20 января 2012 г.Охо-хо-хо... Давненько я не читывала такие "мощные" и объемные произведения истинного мастера классической прозы, да еще и английской! И какое же это непередаваемое и большое удовольствие!!! Читаешь и ловишь кайф буквально от каждой строчки, от изысканного слога, от погружения, такого полного и абсолютного, в жизнь героев, в их мир, от того, как полно и многосторонне раскрывается главня идея романа. Такое неторопливое, плавное, немного вязкое повествование, которое позволяет не спеша разобраться во всем, подумать, переварить каждую мысль и в разобранном и структурированном виде отложить на нужную полочку сознания. Очень приятное и полезное времяпрепровождения.
Как справедливо было отмечено автором в самом начале первой главы - это роман без героя. Конечно, у нас есть две сюжетные линии, постоянно переплетающиеся между собой и две героини, вокруг судеб которых и вращается повествование, но при этом не создается ощущение, что этот роман про них. Как будто они просто зеркальные отражения огромного буржузного и аристократического мира Британии, ярмарки тщеты, суеты и тщеславия. Это любопытное ощущение - что Эмили и Ребекка стоят как бы немного в стороне, а в центре сюжета - стойко преследовало меня на протяжении всего романа. Обдумав его, я пришла к выводу, что связано оно с тем, что обе героини не являются выразителями или носителями главной мысли романа, как не являются и абсолютно положительными или абсолютно отрицательными персонажами. По сути главной героиней романа является сама Ярмарка, общество, интересы, стремления и чаяния отдельных представителей которого так саркастично и порой жестоко высмеивает и порицает Теккерей.
Эмилия Седли - добрая, кроткая и любящая женщина, которая на первый взгляд вполне может претендовать на роль "носителя нравственного начала" романа, на самом деле является недалекой, не очень умной, чересчур чуствительной и непрактичной особой, которая посвятила всю свою жизнь призраку, вымышленному образу мужа.
Другая героиня романа - Ребекка Шарп - строптива, своевольна, тщеславна, не останавливается не перед чем, чтобы достичь своей цели - завоевать в обществе положение, получить возможность помыкать другими, как долгое время помыкали ей. Она врет, интригует, ввязывается в авантюры, напропалую использует свои женские чары, чтобы добиться цели, предает друзей... Но при этом она деятельная, живая, очень умная и интересна женщина, которая способна многого достичь и готова действовать ради своей цели. Она была поставлена жизнью перед необходимостью бороться за кусок хлеба. И кто из нравственных и добродетельных богачей, которые с таким презрением отворачивались от нее, повел бы себя лучше, окажись он в такой ситуации?
Самым положительным героем романа, пожалуй, является майор Доббин. Он добр, честен, верен друзьям, справедлив и смел. Но даже его жизнь не абсолютна. Он 18 лет потратил на бесплотную и иссушающую душу любовь к призрачному образу Эмилии, создал в своем воображении образ человека, которым она, на самом деле, не являлась.
Все остальное английское общество - огромное множество героев, которые то появляются на страницах романа, то исчезают - представлет собой массу суетных, порочных, тщеславных, слабых людей, каждый из которых живет, не видя настоящей цели. Всю жизнь они гоняются за призраками -за наградами, славой, деньгами, положением в обществе, забывая о том, что действительно важно. По сути баронет или лорд ничем не отличается от своего слуги или от зеленщика. Масштабы и цели их стремлений различны - но суть одна.
Особенно приятно и познавательно было увидеть время наполеоновских войн не через призму "Войны и мира", а совсем с другой стороны. Это еще один из неоспоримых "плюсов" романа.
В целом, Теккерей поизвел очень и очень сильное впечатление, сравнимое, пожалуй, с Диккенсом (с которым они кстати творили в одно время).
3585