Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Крысиный король

Чайна Мьевилль

  • Аватар пользователя
    paridae19 января 2012 г.

    Это silent disco, детка!
    Это когда ты стоишь в наушниках, вокруг тебя люди, в наушниках три канала. На одном играют инди-whoинди, по второму крутят Бритни Спирс, ну а по третьему отрываются дабстепперы или какой-нибудь Aphex Twin. Ты выбираешь Бритни Спирс, которая сменяется Селин Дион, а потом вместо and уоu'rе hеrе in му hеаrt//and му hеаrt will gо оn аnd оn диджей неожиданно останавливает музыку и приказывает тебе метнуться направо. И ты с толпой других людей, выбравших второй канал, несешься по чужому повелению, а остальной невинный танцпол панически продолжает извиваться под какой-нибудь драм-энд-бэйс в ожидании своего приказа от голоса в наушниках. Да-да, это сайлент диско, детка. А диджей (как чертов Гамельнский Крысолов) управляет тобой через потоки музыки, вбивающиеся в твою голову, управляет тобой, потому что эта музыка - она только в твоей голове. Ну и в голове людей, выбравших твою волну. Это беззвучный ад, толпа тел, смятых в разных ритмах, двигающихся не синхронно, но подчиняющихся беспрекословно.
    Музыкальная агония.
    Тоненько проассоциировав современных диджеев с немецкой страшной легендой, Мьевилль начал выворачивать на этой базе свое собственное мифотворчество. Воистину, почему бы не вплести флейту в джангл, свести несколько мотивов воедино, записать и крутить-крутить-крутить, пока беснующаяся толпа крыс, людей и всего остального не перетопчет друг друга. Горы трупов, реки крови - отличная выдалась вечеринка.
    Во всем, что касается музыкального наполнения, Мьевилль преуспел. Вопрос только в том, что наушники выдать забыл. Поэтому когда ты находишься на танцплощадке его кровавой вечеринки, видишь вокруг себя людей в наушниках, которые подыхают под звуки музыки, но сам ты ее не слышишь. Только видишь колебания, движения, исступление.
    Да и сама история дерганная, аритмичная, скачущая. События развиваются черт пойми как, какие-то темы обозначены неуверенными мазками, брошены и не дорисованы. Зло есть зло, потому что оно темный властелин и точка, добро питается отбросами и строит в крысиной империи крысиную социалистическую республику, монарха изгоняют (мне все больше хочется назвать Чайну "товарищ Китай", честное слово), герой осознает себя едва ли не сверхличностью, второстепенные персонажи благополучно забыты, но злобный диктатор-монарх все еще остается в канализации и вынашивает какие-то невнятно-коварные планы.
    Мьевилль не справился с символами, которых напихал в "Крысиного короля" под завязку. Отсылки на Эрнста, паучьего бога и даже на самого центрального злодея Крысолова-Флейтиста слишком невнятные, как линки на статьи в википедии, в которых полторы строчки.
    Зато город Мьевилль описывает смачно. Запахи, ощущения, звуки, грязь, страх - изнанка Лондона. У него свой город, свои темные переулки и свои крысиные норы, потайные места и лазейки.


    He realized that he had defeated the city. He crouched on the roof (of what building he did not know) and looked out over London at an angle from which the city was never meant to be seen. He had defeated the conspiracy of architecture, the tyranny by which the buildings that women and men had built had taken control of them, circumscribed their relations, confined their movements. These monolithic products of human hands had turned on their creators, and defeated them with common sense, quietly installed themselves as rulers. They were as insubordinate as Frankenstein's monster, but they had waged a more subtle campaign, a war of position more ; effective by far.


    Текст, мало того, что сам по себе еще не совсем уверенный, был добит переводом, местами казался школьным сочинением. На английском выглядит приятнее.

    Мьевилль почти злой. Или резкий. Своя идеология, наметки своей мифологии и пока еще никакущие герои. Но атмосфера хороша, город омерзительно прекрасен, музыка пульсирует. Больше ничего и не требуется для первого раза.

    24
    60