Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Мастер и Маргарита (аудиоспектакль)

Михаил Булгаков

  • Аватар пользователя
    Merlin9418 января 2012 г.

    Многое сказано, многое написано. Напишу про то, что иногда забывается...

    М. А. Булгаков – писатель удивительной судьбы; его произведения – творения истинного гения – обрели всеобщее признание далеко не сразу, спустя многие десятилетия. «Мастер и Маргарита», пожалуй, самый известный и многоплановый роман. Среди прочих проблем выделяется одна, важнейшая, - проблема вечного покоя, «вечного приюта» для души. Почему же Мастер не достоин ни света, ни тьмы? Почему он обречён на этот вечный покой? И будет ли его покой истинным, настоящим, который сулит ему Воланд?
    Прежде чем ответить на эти вопросы, вспомним окончание романа. Субботний вечер на крыше высокого красивого здания Москвы; закатное солнце клонится к горизонту, а тень от шпаги Воланда медленно подползает к его сапогам. Тень от шпаги… Если вдуматься, то становится совершенно очевидно: тень – это крест, крест на земле, символизирующий Свет. Едва этот крест лизнул сапог Сатаны, появился посланник Бога – Левий Матвей, передающий волю Иешуа Га-Ноцри: за Мастера попросили. И Воланд забирает влюблённых с собой, обещая им вечный покой.
    Понятно, почему Мастер недостоин Тьмы: он сумел противостоять тоталитарной системе и общественному мнению; однако он струсил, убежав от любимой женщины в дом для душевнобольных, Света он тоже не заслуживает. Остаётся покой – промежуточное положение. Воланд говорит Мастеру приятные слова, успокаивает, сулит безмятежность… Но совершенно ясно, что в том доме, что описывает сатана, Мастеру не будет покоя; ждут его там лишь терзания души.
    Слова Воланда: «… неужто вы не хотите днём гулять со своею подругой под вишнями, которые начинают зацветать?...» Когда цветут вишни? В мае… Именно в мае происходит действие романа, именно в мае случается встреча на Патриарших прудах, именно тогда знакомятся Мастер с Маргаритой, начинаются проблемы в их жизни. Эти вечно цветущие вишни никогда не позволят Мастеру забыть о тяжёлом прошлом. Кроме того, вечное цветение вишен означает, что они никогда не будут плодоносить, подобно Маргарите, которая не могла завести детей, подобно Мастеру, который уже никогда не сможет писать. Далее: «… неужели ж вам не будет приятно писать гусиным пером при свечах?». Но Мастер сам говорит, что писать больше не сможет, следовательно – ещё одна рана, боль души, скрежет гусиного пера. А слова Сатаны о Фаусте, который вступил в сговор с Мефистофелем, с дьяволом, и которого также терзали душевные муки. Да, хороший подарочек приготовил для Мастера Воланд…
    Дальше шепчет Маргарита: «… я уже вижу венецианское стекло…». Венецианское стекло, что так сильно мучило Фауста тем, что в пасмурный день не пропускает даже толики света в дом. А ведь Света Мастер не получает, лишь белый покой. Красивые стёклышки, которые бесполезны и ужасны. Маргарита говорит любимому: «… вечером придут к тебе те, кого ты любишь, те, кем ты интересуешься…» Но у Мастера не было друзей! Алоизий Могарыч – и тот предал его дружбу.
    Как видим, всё обещанное Сатаной Мастеру – лишь мираж, иллюзия, не истинная свобода. Кроме терзаний и тяжёлых воспоминаний в том доме Мастера больше ничего не ждёт. Подобно Пилату, Мастеру не хватило смелости до конца исполнить свой долг, пройти свой путь до конца; он бросил всё и всех, даже любовь женщины, убежал в дом скорби. Как и Пилат, он жалеет об этом, ему нет покоя. В муках души пребывают многие персонажи романа: и Маргарита, и Мастер, и Пилат, и Иванушка Бездомный… Все они


    получают, в конце концов, свободу, кроме Мастера. «Покой» ему дарит сам Сатана, который действует не по заповедям Господа, наводя обман и обрекая Мастера на беспокойство. Недаром в романе несколько раз говорится о том, что Понтий Пилат
    свободен, его отпускают и прощают. Уводит его на небеса сам Иешуа – Сын Божий. А Мастера увлекает за собой нечистая сила, Сатана: «Кто-то отпускал на свободу Мастера…». Этот «кто-то» - разве может он действовать по-человечески, справедливо? Разве может дать он Мастеру истинную свободу?
    Нет. Не получает Мастер покоя. Его душа изранена, а что с ним будет дальше – кто знает? Нам остаётся лишь с восхищением размышлять над этим. Булгаков в своём прощальном произведении предстаёт перед читателем глубоко религиозным, верующим человеком, а его гениальный роман говорит о вере и безверии; о том, что случается с теми, кто отрекается от Бога и обращается к Сатане, прося помощи у дьявола, подобно несчастному Фаусту. И о том, как Сатана «помогает» таким людям.

    11
    251